Сибирь / Эксклюзив 28 октября 2011 г. 19:11

Министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области П.Воронин: "Опорные предприятия - способ решения системных проблем в сфере ЖКХ"

Министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области П.Воронин: "Опорные предприятия - способ решения системных проблем в сфере ЖКХ"

            О проблемах ЖКХ и способах их решения в канун приближающейся зимы агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин.

            - В десяти муниципалитетах котельные этой осенью запускали с отставанием от графика. Причина - задолженность предприятий ЖКХ за электроэнергию. Петр Александрович, почему возникла такая проблема?

            - Основная причина - тарифная политика городских округов и муниципальных районов, утверждавших тарифы на тепло и горячую воду. Есть муниципалитеты, которые к этому подходили обоснованно и профессионально. А есть совершенно другие примеры.

            Жилищно-коммунальное хозяйство - это такая же сфера экономики, как производство, например, обуви. Если производитель будет продавать сапоги ниже себестоимости, он разорится. Такая же ситуация с предприятиями ЖКХ… Если себестоимость гигакалории, скажем, 1,5 тыс. рублей, а тариф утвержден в 1,2 тыс., то денег на оплату электроэнергии или приобретение топлива не хватит. Соответственно, возникнут проблемы.

            Приведу в качестве примера Усть-Илимский район. Там в поселках Кеуль и Невон работают электрокотельные. Устанавливая тариф на теплоснабжение, местные власти заложили в нем стоимость электроэнергии в размере 1,55 руб. за кВт.ч, а реальная цена - 1,90 рубля. В год это дополнительно 10-12 млн рублей, взять которые просто негде. А если не платить за электричество, поставщик его не включит.

            - Получается, корень проблем - популизм местных властей?

            - И он тоже. Но ситуация гораздо сложнее. Чтобы рассчитать себестоимость пресловутого сапога, надо учесть массу факторов: и материал, и оплату труда, и аренду помещений, и износ оборудования. В ЖКХ этих факторов еще больше. А профессионализма муниципальных специалистов не всегда хватает, чтобы все их учесть и оценить.

            Возьмем Мамско-Чуйский район. Это не типичный случай, а скорее крайний, но очень показательный. Территория депрессивная, северная, жить там тяжело. Люди, имеющие возможность переехать, уезжают в соседний Усть-Кут или Иркутск, бросая квартиры, в том числе находящиеся в частной собственности. По последним данным, в поселке Мама около 23 тыс. кв. м оставленного таким образом благоустроенного жилья.

            Эти квартиры отапливаются, ведь их невозможно "вырезать" из домов. Но платить за отопление некому. Конечно, по закону, счета можно предъявить собственникам. Однако для начала этих людей надо найти. А реально это, я думаю, невозможно.

            Местные власти могли бы, при расчете тарифа, не учитывать эти брошенные квадратные метры. Но они посчитали все. И теперь мы имеем патовую ситуацию. Самоокупаемое жилищно-коммунальное хозяйство в таких условиях в принципе существовать не может.

            А есть еще внешние обстоятельства, которые не зависят от муниципалитета, от предприятия ЖКХ, да и от региона, по большому счету. На ряде котельных мы используем жидкое топливо - мазут, нефть. В последнее время их потребление удалось серьезно сократить. Зачем мы это делаем? Сравните: в мае 2010 года дизельное топливо стоило 16 тыс. рублей за тонну, мазут - 10 тыс. рублей; в мае 2011 года - 24,5 тыс. и 16 тыс. соответственно. Цены выросли более чем на 30%. Поднять также тарифы на услуги ЖКХ мы не можем - государство жестко регулирует этот вопрос.

            Существует ограничение по увеличению тарифов ЖКХ, но нет никаких ограничений для роста цен на их составляющие. В таких условиях гипотетический производитель обуви по миру бы пошел, обанкротился. А предприятия ЖКХ работают.

            - Все современные проблемы в сфере ЖКХ лежат в экономической плоскости?

            - Экономика - это только одна из двух составляющих системных проблем в сфере ЖКХ. Вторая - техническая грамотность, профессионализм.

            Показателен пример поселка Железнодорожного. Он расположен в 4 км от города Усть-Илимска, фактически - пригород. Канализационные стоки поселка поступают на усть-илимские очистные сооружения. Поскольку рельеф там идет на повышение, на коллекторе установлено пять перекачивающих канализационно-насосных станций (КНС). Длительное время они не функционировали, то есть стоки на очистные не поступали, а разливались по окрестностям. При этом на каждой КНС работали люди - в штате они значились операторами: получали соответствующую зарплату, реально же выполняли обязанности сторожей. С очистных регулярно приходили счета за прием сточных вод. Затраты были - работы не было.

            Были в Железнодорожном и большие проблемы с отоплением. Каждый год мы выделяли средства на ремонт котельной - из года в год. В прошлом году тоже было выделено 13 млн рублей. А нынче необходимости в таких финансовых вливаниях уже не возникло. Почему?

            Два года назад в поселок Железнодорожный зашло опорное предприятие - ОАО "Облжилкомхоз", находящееся в областной собственности. Сегодня там нет проблем с отоплением. Работают все пять КНС. Стоки в полном объеме поступают на очистные. А платеж за эти стоки стал в три раза ниже. Все это - результат грамотной экономической и технической политики опорного предприятия.

            - Институт опорных предприятий ЖКХ стали внедрять в Иркутской области в 2009 году в рамках региональной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Расскажите подробнее об этом проекте.

            - Хочу подчеркнуть: опорные предприятие - способ решения системных проблем в сфере ЖКХ. Обслуживание коммунальных объектов и формирование тарифов могут взять на себя настоящие специалисты. У нас есть положение о том, какое предприятие может стать опорным.

            Первым таким предприятием в Приангарье стало ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство", 100% акций которого находится в областной собственности. В настоящее время "Облжилкомхоз" работает в Тулуне, Иркутском и Усольском районах, городе Вихоревка Братского района, поселке Железнодорожный Усть-Илимского района, а в июне текущего года зашел в Мамско-Чуйский район.

            За три года статус опорных получили 10 предприятий ЖКХ. Они работают в 14 городских округах и муниципальных районах. Предполагаем, что в 2012 году количество опорных территорий ЖКХ увеличится до 19.

            Что касается результатов: в прошлом году опорные предприятия реализовали инвестиционные проекты на общую сумму 462 млн рублей, в том числе "Облжилкомхоз" инвестировал 113,2 млн рублей. Общий экономический эффект от проведенных мероприятий превысил 135 млн рублей.

            - Какие еще организации, кроме областного предприятия, получили такой статус?

            - Например, "Усть-Кутские тепловые сети". Четыре года они очень успешно работали в Усть-Куте. Накануне текущего отопительного сезона зашли в поселок Янталь Усть-Кутского района. Янталь в прошлом году был на слуху: щепа для котельной там заканчивалась, рубильная машина для этой щепы ломалась. Уверен, что больше там подобных проблем не будет.

            В Черемхово и Тайшете опорными также стали местные предприятия. В этом году такой статус также получило предприятие в городе Бирюсинск Тайшетского района. В Зиминском районе есть хороший пример опорного предприятия ЖКХ, которое обслуживает всю социальную сферу района.

            - В прошлые зимние периоды возникала тема дефицита топлива на котельных. В этом году на всех теплоисточниках созданы необходимые запасы?

            - Для прохождения отопительного сезона муниципальным теплоисточникам требуется 1384,1 тыс. тонн угля и 52,73 тыс. тонн жидкого топлива. Если эту массу в котельные завести сразу, никаких складов не хватит. Поэтому существует такое понятие, как нормативный запас. Он составляет 236,3 тыс. угля и 27,01 тыс. тонн нефтепродуктов. По данным на середину октября у предприятий в наличии 202,64 тыс. тонн угля, что составляет 86% нормативного запаса, и 22,39 тыс. тонн жидкого топлива - это 83%. До конца месяца эти показатели должны достичь 100%.

            Завершен завоз топливно-энергетических ресурсов в районы Крайнего Севера. По графику проходит завоз ТЭР в приравненные к ним местности.

            - Иркутская область попала в список из шести регионов высокого риска с точки зрения энергоснабжения в осенне-зимний период 2011-2012 годов, составленный Минэнерго. С чем это связано?

            - Речь идет исключительно о двух северных территориях - Бодайбинском районе и запитанном от его энергосистемы Мамско-Чуйском. Причина - энергодефицит, сложившийся в силу активного развития энергоемкого золоторудного производства в Бодайбо. Эта системная проблема начала проявляться не так давно.

            Гарантирующим поставщиком в Бодайбинском районе является компания "Витимэнерго". Территорию обеспечивают электроэнергией Мамаканская ГЭС мощностью 105 МВт и ЛЭП-220, напряжение которой по факту составляет 110 кВт. Эта линия электропередач идет из Усть-Кута вдоль БАМа, затем - от Таксимо до Мамакана Бодайбинского района.

            В теплое время года электроэнергии Бодайбинскому району хватает, проблемы появляются в зимний период, когда река Мамакан начинает замерзать. Приток воды уменьшается, и в январе мощность ГЭС падает. Потребности же золоторудных предприятий растут.

            - Какие меры принимаются для ликвидации энергодефицита?

            - В следующем году мы планируем провести ряд технических мероприятий, которые позволят увеличить мощность энергосистемы. Но это - временная мера.

            - А какие-то радикальные решения запланированы?

            - Существует несколько проектов, но все они исключительно дорогие. Возможно, проложить ЛЭП протяженностью 180 км с территории западной Якутии, где в настоящее время наблюдается избыток электроэнергии. Это позволит привлечь 60-100 МВт. Цена вопроса - 6 млрд рублей. Но и это временное решение проблемы: запад Якутии активно развивается, и в скором времени там не останется свободных энергоресурсов.

            Кардинально решить проблему позволит объединение энергосистем Иркутской области и Якутии. Это весьма амбициозный проект, его реализация позволит создать единую энергосистему России. Цена - 36 млрд рублей. Наша заявка направлена в министерство энергетики РФ в рамках Программы развития Сибири и Дальнего Востока.

            - Ваш прогноз на отопительный сезон 2011-2012 годов: какие есть "узкие" места, где могут возникнуть аварийные ситуации?

            - На подготовку к зиме в этом году из всех источников финансирования была направлена беспрецедентная сумма - около 4 млрд рублей. На приобретение топлива затрачено 1,2 млрд рублей; на строительство, модернизацию и капитальный ремонт - 2,6 млрд рублей. При этом 67% средств составили деньги предприятий ЖКХ, 22% - областного бюджета, 11% - муниципалитетов.

            Хочу отметить, что в ходе подготовки к зиме был значительно, на 53%, перевыполнен план по замене ветхих электросетей. На 6% превышен план по замене ветхих тепловых сетей, на 12% - водопроводных сетей, на 9% - канализационных сетей. В результате проведенных работ ожидается снижение аварийности на 30%.

            В этой связи особых проблем с прохождением отопительного сезона в Приангарье я не вижу. Да, мы знаем, что в сфере ЖКХ есть нерешенные до конца системные задачи, мы работаем над их устранением. Эти проблемы не скажутся на работе жилищно-коммунального комплекса в зимний период.