- Виктор Александрович, будут ли вноситься изменения в "Стратегию развития Сибири до 2020 года", утвержденную в уходящем году?
- К реализации Стратегии развития Сибири мы уже приступили. Конечно, любой стратегический, концептуальный документ на длительную перспективу разбивается на этапы, и любое изменение горизонтов планирования предполагает какое-то обновление. Если идет сужение горизонта, то понятно, что документ становится более конкретным, включает в себя больше частных мероприятий. Если же мы выйдем за 2020 год, то будут добавляться какие-то новые задачи, новые проекты. Это процесс непрерывный, он постоянно будет идти, и для этого мы максимально стараемся активизировать деятельность Сибирского отделения РАН, у которого есть многолетний опыт разработки межрегиональных проектов.
В основе Стратегии – наиболее крупные проекты, разработанные в регионах. Но важно помимо этого решить интеграционные задачи, общие для всей Сибири. Это и транспорт, и разработка месторождений, и подготовка кадров и многие другие инфраструктурные задачи, которые неэффективно решать в каждом регионе изолированно.
Поэтому документ очень живой, в нем выделено 27 крупнейших проектов, и мы постоянно будем принимать решения, чтобы создавать более благоприятную среду для их реализации.
Скажем, есть проблема развития межрегиональных авиационных сообщений в масштабах СФО, внутри отдельных регионов – у нас есть такие территории, где авиации просто нет альтернативы. Необходимо четко определить задачи и субъектов РФ округа, и федеральных ведомств, и авиакомпаний с аэропортами – очевидно, что здесь должны быть несколько иные подходы по сравнению с обычными авиаперевозками.
Кроме того, реализация проектов, предусмотренных стратегией, предполагает сохранение населения Сибири, развитие ее человеческого потенциала. Мы не можем терять население, тогда пропадает смысл многих проектов и программ, а для социальной привлекательности регионов требуется не только дополнительное экономическое развитие, но и совершенствование социальных условий. Поэтому мы проводили совещания по развитию физической культуры, спорта и здорового образа жизни, говорили о жилищном строительстве как об обязательном условии развития. Очень внимательно в каждом регионе мы подходим к формированию демографического потенциала.
В общем, какие бы мы сейчас стороны своей работы ни рассматривали, все равно они так или иначе обращены на развитие наших регионов и, значит, связаны с реализацией стратегического документа. Поэтому работа идет в каждодневном режиме – как в регионах округа, так и в аппарате полпреда.
- Насколько, Вы считаете, реально, что эти проекты будут реализованы – хотя бы эти 27? О каком объеме инвестиций идет речь и насколько реально их привлечь?
- Степень проработанности этих проектов достаточно высока. Они либо уже закреплены в официальных, подкрепленных решениями государственных органов программах, либо есть серьезные проработки и документы со стороны бизнес-структур. Поэтому речь идет не о каких-то благих намерениях.
Я не утверждаю, что там совершенно нет рисков, и все это однозначно будет реализовано в намеченные сроки, потому что программы очень масштабные.
Например, железная дорога Кызыл – Курагино. Тува сегодня живет без железной дороги. Большая дорога, стоимость этого проекта – только строительства дороги без освоения месторождений - 130 млрд рублей. Существующая сегодня конструкция проекта предполагает финансирование из федерального бюджета 49 млрд рублей, а остальная сумма – почти 80 млрд рублей – это частные инвестиции. Сформирован договор между тремя крупнейшими участниками, заинтересованными в освоении месторождений в зоне железной дороги – "Енисейская промышленная компания", "Северсталь" и "Евраз-груп", которые и должны найти механизмы привлечения необходимых средств. Конечно, это сложно. На любой проект, каким бы он ни был, аккумулировать 80 млрд частных инвестиций – это непростая задача. Но есть подписанные документы, есть оформленные компаниями лицензии на разработку месторождений, есть государственная программа, наконец, есть оплаченный, в том числе частными инвесторами, проект.
Есть ряд проектов, которые близятся к завершению. Например, ввод мощностей Богучанской ГЭС может состояться в ближайшее время. Для использования электроэнергии, которая будет вырабатываться, там же, в нижнем Приангарье, строится большой алюминиевый завод. Для завершения необходимо немногим более 50 млрд рублей, договоры с Внешэкономбанком об открытии кредитной линии как раз на эту сумму уже подписаны и РусГидро, и РусАлом, которые являются участниками проекта. Там мы рассматриваем уже скорее технические вопросы, например, по подготовке зоны затопления есть некоторые вопросы, еще по некоторым направлениям.
По большому счету, Стратегия - это программа развития каждого из 12 регионов, входящих в СФО, и в каждом из них тоже есть своя программа, более детализированная, более конкретная. Задача правительства РФ, федеральных структур – создать более благоприятную среду и условия, потому что в этой программе есть много дополнительных проектов. В той же Туве необходимы дополнительные мощности по генерации электроэнергии, есть особые подходы к развитию южных границ округа – Тува примыкает к Монголии, и там развиваются экономические связи. Но если базовый проект Кызыл – Курагино не реализовать, то будет трудно реализовать многие другие, которые относятся к программам развития.
Есть проекты развития туристско-рекреационных территорий в Алтайском крае, в Республике Алтай. Особые экономические зоны созданы, деньги выделяются, уже есть построенные объекты, но, опять же, очень важно решить некоторые принципиальные инфраструктурные задачи. Должен быть аэропорт, должна быть реконструирована и модернизирована автодорога М-52, так называемый Чуйский тракт.
Есть еще ряд таких базовых условий – электроснабжение, газоснабжение, без чего нельзя эти проекты реализовать.
Очень насыщены такими проектами Красноярский край, Иркутская область, где будут осваиваться новые месторождения нефти и газа, строиться большие трубопроводные системы, перерабатывающие предприятия.
Мы выделяем некоторые принципиальные для развития регионов округа отрасли, такие как нефтехимия, современная глубокая переработка ресурсов, чтобы создавать товар с высокой добавленной стоимостью на территории Сибири, а не вывозить из нее сырье. Например, запланированы крупные промышленные комплексы по глубокой переработке зерна, по производству поликристаллического кремния.
Конечно, основа этих программ – это частные инвестиции. Государственных инвестиций предполагается направить в интервале от 400 до 500 млрд федеральных средств, а в целом объем инвестиций исчисляется несколькими триллионами рублей.
- Хватит ли в Сибири трудовых ресурсов для реализации всех этих проектов?
- На самом деле, крупные проекты, крупные программы не всегда предполагают привлечение значительных трудовых ресурсов, поскольку в современном производстве, как правило, широко используется автоматизация, на многих заводах участие человека сведено к минимуму. Поэтому особых опасений, что недостаточно трудовых ресурсов, нет. Но совершенно очевидно, что любое развитие предполагает сдвиги в структуре занятости.
Для нас больше проблем связано с неэффективной занятостью – сегодня мы не можем эффективно занять весь трудовой ресурс. При этом в ряде регионов достаточно заметная безработица. Это проблема очень серьезная.
Скажем, совершенно очевидно, что у нас объективно быстро растет производительность труда в сельской экономике, происходит высвобождение работников. При этом особой альтернативы на селе нет – туда не заведешь крупный инвестиционный проект и другие отрасли, поэтому там нужно искать иной механизм, чтобы обеспечить эффективную занятость населения.
У нас, безусловно, гипертрофирована бюджетная сфера, и здесь тоже резерв повышения эффективности, производительности труда очень серьезный.
Резервы кадров есть, но стратегически СФО должен прибавлять в населении, в том числе и за счет внешней миграции. Не только вести активную демографическую политику, но и бурным развитием экономики привлекать трудовой ресурс, как это было во времена великих строек – БАМ, КАТЭК, гидростанции, научные центры, которые строились в сибирских регионах, привлекали людей. Мы этот принцип должны реализовывать и дальше.
Объективно населения для тех больших задач, которые стоят перед нами, не хватает, поэтому население Сибири должно быть больше. Но это взаимосвязанные вещи – если не будет прибавлять экономика, если не будет иной, чем сейчас транспортной и социальной инфраструктуры – то люди сюда не приедут. И наоборот, если все это будет построено, будут актуализированы и другие миграционные потоки.
У нас, кстати, в регионах, где экономика развита, где идет постоянный инвестиционный процесс, там сальдо миграции положительное – приезжает, несмотря на то, что у нас Сибирь, а не Краснодар, больше людей, чем уезжает. Таких регионов у нас несколько.
Наоборот, в регионах, где экономики недостаточно, инвестиционный процесс подавлен, не хватает инфраструктуры – там сальдо миграции отрицательное, уровень населения поддерживается только высоким уровнем рождаемости.
Поэтому каждому региону нужно развивать новые, современные отрасли, опираться на науку и образование, дать молодежи как можно более широкий выбор профессий, современных рабочих мест, чтобы они могли там оставаться, а регион был привлекателен для дальнейшего развития.
- Не слишком ли сильный акцент, на Ваш взгляд, сделан на развитие сырьевых отраслей в Стратегии?
- Безусловно, осваивать месторождения можно и без федеральных программ. Если, например, речь идет о добыче антрацита в Новосибирской области – здесь особых программ не требуется, здесь есть транспортные коммуникации, регион может создать какие-то стимулирующие режимы, не более.
Разработка новых месторождений, безусловно, не является самоцелью, это, скорее, обоснование необходимости крупных инфраструктурных проектов, прежде всего, в транспортной сфере, скажем, уже упоминавшейся железной дороги в Туве.
Разумеется, нельзя постоянно увеличивать или даже сохранять тот высокий удельный вес сырьевой экономики, который существует сейчас, но это не означает, что сырьевой экономикой можно пренебрегать, ее можно сворачивать.
Убежден, что другие секторы экономики должны развиваться еще быстрее. Ни одна страна не отказывается от сырьевых возможностей – если они есть, их надо использовать, это никогда не вредит.
На самом деле это огромный плюс и огромное преимущество России, что у нас есть эти сырьевые запасы. Мы должны видеть перспективу в 20-30 лет, в которой традиционные месторождения и нефти, и газа, и других ресурсов будут истощаться и терять свое значение.
Кроме того, очень многие инновационные отрасли, которые нам необходимо развивать, сами требуют дополнительных ресурсов, например, электроэнергии. Значит, нужно строить ГЭС или добывать топливо для энергоисточников, тот же газ. Очень много инновационных направлений связано с глубокой переработкой различного сырья, как, например, поликристаллический кремний, без которого, в итоге, нет солнечной энергетики, нет современной электроники, нет ряда космических технологий и так далее.
Поэтому мы стараемся, чтобы в Сибири появились современные промышленные комплексы по глубокой переработке многих видов ресурсов и сырья.
Чем более диверсифицирована, многогранна, разнообразна экономика, чем больше в ней принципиально новых отраслей, тем больше спрос. Максимальный рост обеспечивают только новые отрасли. Разумеется, они должны развиваться, но это никак не означает, что нужно пренебрегать сырьевыми.
- Как Вы строите свою работу с регионами, на что обращаете внимание?
- Мне важно как можно быстрее включиться в решение важнейших управленческих задач и проблем, которые присутствуют в каждом регионе. То есть не просто познакомиться, посмотреть промышленные объекты, инфраструктурные, социальные, а сделать акцент на решении каких-то принципиальных задач.
Побывав в том или и ном регионе, я уже подписал очень много обращений к соответствующим министрам или, наоборот, к губернаторам, я очень много сейчас выхожу на уровень руководителей регионов, когда какую-то проблему узнаю из СМИ. Я звоню. Некоторые сначала удивлялись, когда я, например, звонил по какой-то котельной в небольшом селе, из-за проблем на которой там нет отопления.
Вообще, в моей новой работе я стараюсь помогать регионам, помогать федеральным ведомствам – это процесс обоюдный, потому что ведомства реализуют в регионах свои программы.
Иногда важно расширить горизонты планирования, потому что региональные власти зачастую больше внимания уделяют текущим проблемам, тогда как более далекая перспектива уходит на второй план.
В каждом регионе есть своя особая жизнь, своя специфика, ее надо понимать, потому что это влияет на качество принимаемых управленческих решений.
Кроме того, моя задача – внести дополнительную уверенность в работу действующих руководителей регионов.
Да, я могу в беседе один на один высказать какие-то замечания и пожелания, но в целом я за то, чтобы они работали в максимально комфортных условиях. Плохо, если человек, принимая решения, думает о себе, о своем будущем, чувствует неуверенность, недоверие. Наоборот, я во всех стараюсь вселить полную уверенность, что они должны спокойно и эффективно работать.
Поэтому здесь я каких-либо изменений не инициирую и не предполагаю. Но решение здесь принимает глава государства, и у него могут быть свои подходы. Мне кажется, что у нас нет такой проблемы, когда кадровый вопрос не позволяет решить какую-то задачу развития.
- В некоторых регионах СФО, особенно в восточной части округа, активно обсуждаются вопросы, связанные с сокращением числа часовых поясов. Встречаются и достаточно экзотические предложения – например, ввести в Западной Сибири московское время. Как Вы к этому относитесь?
- Действительно, и на территориях, и на уровне федеральных ведомств ведется работа по сокращению числа часовых поясов. Некоторые решения уже приняты, некоторые регионы с такой инициативой вышли, какие-то готовят свои предложения. Думаю, что это будут регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири.
Что число часовых поясов надо сокращать, никаких сомнений нет. Над тем, как это сделать точнее, в какие сроки, работают и ученые, и специалисты-управленцы.
Воспользоваться опытом Китая и просто сказать: давайте все будем жить в одном времени – нереалистично, слишком большая территория, растянутая и с запада на восток, и с севера на юг.
Есть очевидные социальные ценности – человеку хочется, чтобы за пределами рабочего времени были интервалы полноценного светового дня, это показывают все опросы, и это тоже надо понимать.
Но в плане управляемости, учитывая то, что население будет все более мобильным, будут перелеты, переезды, то, конечно, некоторое сужение эффективно и для граждан, и для экономики.
Я не думаю, что, допустим, Новосибирск может быть с Москвой в одном часовом поясе. Есть варианты, где разница может быть сужена, но, когда мы говорим о сужении, необязательно, чтобы оно шло с востока на запад, направление открыто и в другую сторону.
Но мне все-таки кажется, что нельзя игнорировать астрономическое время, и стремление людей сохранить световой день после работы имеет тоже очень важное и медицинское, и социальное значение.
- Как Вы относитесь к тому, что все больше городов Сибири отказываются от прямых выборов мэра и переходят на другие модели, скажем, с использованием сити-менеджера?
- Я к таким изменениям отношусь спокойно. Такие решения должны приниматься местным сообществом.
Когда принимался закон "О местном самоуправлении", преобладающей была модель самоуправления, предполагающая прямые выборы. Сейчас, мне кажется, модель, при которой непосредственным управлением занимается сити-менеджер, становится более распространенной, чем традиционная система. Я знаю целый ряд субъектов РФ, где местное самоуправление строится только по такому принципу.
Точно такая же модель уже давно действует, например, в США.
У каждой системы есть плюсы и минусы. Но, наверное, все-таки раз сейчас идет такое широкое распространение сити-менеджеров, здесь преимуществ и плюсов больше, чем минусов.
- На состоявшемся 27 декабря заседании Госсовета обсуждались проблемы предотвращения межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Принято считать, что в Сибири эти вопросы не являются самыми острыми, но, тем не менее, как они будут решаться в регионах округа?
- Глава государства поставил перед руководителями регионов, руководителями министерств и ведомств некоторые новые задачи, связанные с преодолением межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Понятно, что те события, которые имели место в Москве, потребовали особого внимания к этой проблеме, подписан указ президента о создании в регионах специальных координационных совещаний с участием руководителей правоохранительных ведомств.
Я поставил задачу перед сотрудниками аппарата, перед главными федеральными инспекторами в регионах не просто усилить внимание к этим вопросам, но и серьезно усилить взаимодействие с главами субъектов РФ по решению задач, которые поставил президент.
В Сибири никак не меньше проблем, чем в других макрорегионах – в составе округа есть национальные республики, где эти проблемы часто стоят сложнее и острее. Значительная часть их территории – это труднодоступные районы, что делает более сложным реализацию экономического потенциала этих регионов. Это и Тува, и Бурятия, и Республика Алтай, поэтому мы этим регионам стараемся уделять максимум внимания в улучшении социально-экономической ситуации, в повышении качества жизни граждан, чтобы социально-экономические проблемы не были катализатором каких-то межнациональных проблем и конфликтов.
С другой стороны, регионы с сильной экономикой, имеющие большой потенциал внутреннего развития, как правило, тоже имеют многонациональное по составу население. В эти регионы активно приезжают мигранты, это тоже фактор, который может, при определенных условиях, обострить какие-то межнациональные и межконфессиональные проблемы.
Надеюсь, что Сибирь может стать территорией мира, согласия, взаимопонимания людей самых разных национальностей. Мы открыты, мы заинтересованы и в сохранении кадрового потенциала уже живущих здесь людей, и в привлечении новых людей, чтобы это было эффективно для решения задач созидания, развития, а не для порождения конфронтации.
Развитие Сибири, укрепление Сибири, укрепление России в целом как большого многонационального государства – в этом направлении мы будем прикладывать наши усилия с тем, чтобы люди, сохраняя свою национальную самобытность, были объединены решением общих задач.
- Трагические случаи с гибелью детей в Новосибирске и в Новосибирской области, произошедшие в конце года, вызвали большой резонанс. Какие выводы, на Ваш взгляд, необходимо сделать из происшедшего?
- Действительно, выводы из той трагедии, когда умер маленький ребенок, которого везли на "скорой" из Академгородка, должны быть сделаны, и я убежден, что здесь есть объективные основания, чтобы целый ряд управленческих решений принять.
Во-первых, чтобы нам эффективно развивать Академгородок, научный центр, нам нужно обеспечить интеграцию не только здравоохранения, но и всей социальной, коммунальной сферы. Частично это уже сделано – поликлиники переданы муниципалитету, заложены в бюджет 2011 года деньги на достройку еще одной поликлиники в микрорайоне "Щ", и поликлиническая служба будет на полноценном уровне. Можно сделать и стационар, не лишая Сибирское отделение РАН возможности развивать инновационные медицинские технологии или решать какие-то другие задачи – там база достаточно серьезная.
В перспективе может быть создана клиника Новосибирского госуниверситета, где есть медицинский факультет.
В целом нужна более точная стратегия развития стационарной помощи для детей. Думаю, что отдельные виды медицинской помощи непринципиально делить на детскую и взрослую – должны быть, например, общие центры для оказания помощи при травмах, например, и в этих центрах можно сделать детские палаты, детские отделения, но не строить специальные больницы. Например, в самом нашем высокотехнологичном кардиохирургическом центре мы видим, что в одном отделении оперируют и совсем маленьких детей, и взрослых.
Но, в то же время должны быть специализированные детские медицинские центры.
В Новосибирске, например, должен быть современный перинатальный центр – такая задача поставлена, просто пока не хватило времени и ресурсов для ее решения. У нас неплохие родильные дома, родильный дом N4 имеет статус перинатального центра, но наука и практика идут вперед, сейчас можно серьезно улучшить медицинскую помощь молодым женщинам на стадии беременности – некоторые патологии плода устраняются еще во внутриутробном состоянии.
Кроме того, требуется улучшить организацию работы службы "скорой помощи". Возможно, какие-то рекомендации, своего рода "дорожная карта" – каких больных в какую больницу везти, но выбор при экстренном вызове должен делать исключительно врач "скорой помощи".
Наконец, какими бы важными не были другие задачи, стоящие органами власти – нужны и дороги, и коммунальные объекты, но у нас не должно быть сегодня медицинских центров, медицинских учреждений, находящихся в ветхом состоянии.
У Новосибирска есть большой запас мощностей здравоохранения, у нас значительно больше коек, чем положено по нормативам, значительно больше врачей. Все это надо совершенствовать, создавать полноценные, благоприятные условия и для пациентов, и для врачей.
В 2011-2012 годах за счет увеличения страховых платежей на модернизацию, на обновление фондов здравоохранения будут направлены огромные деньги – суммарно по стране это больше 460 млрд рублей за два года, из них Новосибирская область может рассчитывать на 5-7 млрд. Регионы с большей численностью населения - Красноярский край, Кемеровская область - получат еще больше средств.
Думаю, что и органы власти, и медицинское сообщество Новосибирска сделают из этого трагического случая правильные выводы и смогут серьезно улучшить ситуацию как с оказанием медицинской помощи детям, так и в здравоохранении в целом.
- Виктор Александрович, насколько обоснован тот рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, о котором уже успели отчитаться, пожалуй, все регионы округа?
- Базовые требования закона выполнены – мы серьезно проверяли и Новосибирскую область, и другие регионы округа. В решении федеральных органов власти указаны предельные индексы тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые не должны превышаться.
В то же время, я обратился к руководителям субъектов РФ округа, к органам по регулированию тарифов, дал поручения главным федеральным инспекторам – в каждом регионе посмотреть, чтобы не было каких-то перекосов по отдельным видам услуг, не было больших расхождений между, скажем, частями одного муниципального образования, в которых эти услуги оказываются по-разному.
Например, в новосибирском Академгородке, поскольку Сибирское отделение РАН не передало муниципалитету свои коммунальные структуры, появляется дополнительный источник издержек за счет необходимости содержать штат сотрудников, заключать договор с "Горводоканалом", а это значит, что появляется НДС и т.д. Поэтому там тарифы на воду несколько выше.
В то же время по городу Новосибирску самый чувствительный тариф, на отопление, проиндексирован на 8%, хотя закон разрешает на 15%.
Очень многое зависит от поведения управляющих компаний, поскольку они устанавливают тарифы на жилищные услуги – по уборке подъездов, дворов, вывозу мусора и т.д. Задача муниципальной власти, различных ассоциаций – убеждать управляющие компании снижать издержки и повышать эффективность работы, а не ориентироваться только на рост тарифов.
Убежден, что в наступающем году должен быть очень жесткий контроль за поведением всех структур, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, чтобы население не получило дополнительного роста тарифов сверх того, который определен законом.