Сибирь / Эксклюзив 24 декабря 2012 г. 13:59

Председатель Байкальского банка ОАО "Сбербанк России" В.Салмин: "2012 год для Байкальского банка был годом активных и успешных перемен"

Председатель Байкальского банка ОАО "Сбербанк России" В.Салмин: "2012 год для Байкальского банка был годом активных и успешных перемен"

Байкальский банк продолжает расширять свое присутствие на рынке финансовых услуг в трех субъектах РФ. О позитивных трансформациях организационной структуры управления бизнесом и подходах к его ведению агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал председатель Байкальского банка ОАО "Сбербанк России" Владимир Салмин.

- Владимир Викторович, как Вы в целом можете охарактеризовать деятельность Байкальского банка в уходящем году?

- Для Байкальского банка Сбербанка России 2012 год был годом развития и, на мой взгляд, достаточно активных и успешных перемен. Во главе угла в уходящем году стояло совершенствование сервиса, который мы оказываем как частным, так и корпоративным клиентам. Мы в значительной степени расширили формат сотрудничества с обеими категориями потребителей наших услуг. И, конечно, в условиях определенной турбулентности экономики мы заботились о рентабельности деятельности банка. Вот составляющие, которые определяли основу нашей деятельности.

- Начнем с последнего - с финансовых показателей. Чего удалось добиться банку в этой части?

- Мы примерно с той же динамикой - если сравнивать с предыдущим годом - двигались и в 2012 году. Чистая прибыль Байкальского банка за 11 месяцев этого года превысила финансовый результат за аналогичный период прошлого года на 28% и составила 8,7 млрд рублей. Наши активы превысили 260 млрд рублей. Ссудный портфель составил более 203,5 млрд рублей, за этот год он вырос на 23%. Причем рост кредитного портфеля был в большей своей части обеспечен ростом портфеля частных клиентов. Из 38 млрд рублей прироста 32 млрд рублей приходится на рост портфеля кредитов физическим лицам. Сегодня он превышает 115 млрд рублей, портфель корпоративных клиентов - 88,5 млрд рублей. Для нас принципиально важна позиция на рынке. По итогам девяти месяцев 2012 года мы прирастили долю по кредитованию частных лиц до 41,4%, доля на рынке кредитов корпоративным клиентам составила 43,6%.

В части качества кредитного портфеля банк традиционно консервативен - наши резервы под возможные потери по ссудам, по-прежнему, почти в 2 раза превышают объем просроченной ссудной задолженности. При этом уровень "просрочки" снизился за этот год с 4% до 3%.

Что касается пассивов, то вклады населения за 11 месяцев 2012 года выросли на 13% по сравнению с январем-ноябрем прошлого года, их объем составляет 125,5 млрд рублей. Объем средств, размещенных в иностранной валюте, - $256 млн. Здесь мы также сохраняем по рынку безусловное лидерство. Наша доля по состоянию на 1 октября - 63,3%. По корпоративным клиентам уровень привлеченных ресурсов составляет 44,4 млрд рублей, здесь наша доля по итогам девяти месяцев - 52,6%.

- На что пришелся основной прирост?

- Опережающими темпами в этом году развивается потребительское кредитование. Из 60 млрд рублей, которые за 11 месяцев 2012 года мы выдали населению, 39 млрд рублей как раз приходится на этот вид кредитов - и это на 53% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем выдач ипотечных кредитов составил 18,8 млрд рублей, здесь прирост составил 31%. Надо сказать, что нам достаточно сложно обеспечивать динамику в этом сегменте, потому что порядка 70% рынка ипотечного кредитования уже принадлежит Байкальскому банку, а по кредитованию застройщиков наша доля - около 90%. Динамика банка здесь сильно зависит от динамики самого строительного рынка.

- А как в этом году обстоят дела в части кредитования малого бизнеса?

- Байкальский банк - это достаточно уникальный банк с точки зрения структуры клиентского портфеля. 98% наших корпоративных клиентов - это представители малого бизнеса. Конечно, по объемам средств - доля другая, но все равно - мы придаем этому клиентскому сегменту особое значение. Не случайно в этом году Сбербанк внедрял новые продукты, специально ориентированные на малый бизнес. Среди них можно отметить кредит "Бизнес-старт", который адресован людям, только начинающим свое дело. В 2012-ом Байкальский банк сделал первые выдачи по этому уникальному продукту.

- Скажите, как развивался сегмент пластиковых карт и банкоматной сети в уходящем году?

- Байкальский банк достаточно крупный игрок на рынке банковских карт, на сегодня нами эмитировано более 2,3 млн карт дебетовых карт и около 300 тыс. кредитных карт. Естественно, в связи с этим мы активно занимаемся развитием инфраструктуры под "пластик". Сегодня парк банкоматов и терминалов Байкальского банка вырос до 2,5 тыс. единиц. Только в этом году мы дополнительно установили 358 устройств.

Развиваем и сеть эквайринга, устанавливая терминалы в торговой сети; сегодня их уже более 14 тыс., прирост за год составил более 60%. Мы понимаем: парк растет и, соответственно, множатся проблемы технического характера, поэтому мы создали круглосуточную службу поддержки для оперативного решения таких вопросов.

777 торговых точек в нашем регионе сегодня работают с социальными картами Сбербанка, предоставляя их держателям скидки от 3 до 10% на свои продукты и услуги. Существенным преимуществом является и наша бонусная программа "Спасибо от Сбербанка", по которой скидки для зарегистрированных в ней пользователей предоставляют уже 17 федеральных и 47 региональных торговых сетей. Стоит отметить, что на бонусы "Спасибо от Сбербанка" уже совершено более 3 млн покупок.

- В прошлом году Байкальский банк начал проект переформатирования сети своих филиалов. Расскажите, насколько продвинулся этот проект в нынешнем году, и как будет развиваться в 2013 году?

- За два года мы переформатировали 92 допофиса Байкальского банка, в том числе, в этом году - 50. Еще 50 будет переформатировано в следующем году. При этом мы начинаем применять инновационную технологию - геомаркетинговые исследования по востребованности услуг в части места расположения наших филиалов. В результате этой новации из 50 офисов, планируемых к переформатированию в следующем году, 29 будут открыты по новым адресам - там, где геомаркетинговая карта показывает, что услуги будут наиболее востребованы. Только на приобретение помещений для наших новых филиалов до конца 2012 года мы потратим 1 млрд 300 млн рублей.

Если говорить о результативности переформатирования, то ввод в эксплуатацию обновленного филиала дает прирост бизнеса в среднем на 30%.

- Сбербанк располагает широкой филиальной сетью, которая распространяется не только на крупные города, но и на небольшие населенные пункты и сельскую местность. Как проект переформатирования реализуется в этих местах?

- В течение этих двух лет мы уделяли большее внимание крупным филиалам - от 4 рабочих мест и более, но, безусловно, не забывали и о нашей сети вне областных центров. Уже сегодня подверглись переформату наши офисы в таких городах, как Ангарск, Братск, Шелехов, Усолье-Сибирское, Железногорск-Илимский, Северобайкальск, Борзя, Хилок и многие другие. И 2013 год для нас будет знаковым в части начала переформатирования наших филиалов в небольших населенных пунктах. "Пилот" мы предполагаем запустить в селе Хомутово Иркутского района. Уже в сентябре его жители будут обслуживаться в новом филиале. В 2014-2015 годах нашу сельскую сеть ждет масштабная реконструкция. Тогда же будет завершен и весь проект переформатирования.

- Помимо переформатирования сети, какие еще программы существуют в Байкальском банке по расширению своего присутствия на рынке?

- Помимо переформатирования мы развивали также новые формы обслуживания. Впервые в этом году появились мини-офисы, располагающиеся в торговых и торгово-развлекательных центрах в Иркутске, Братске, Улан-Удэ и Чите, где клиентам обеспечен тот же самый перечень услуг, что и в филиалах. Эту форму обслуживания мы предполагаем и далее развивать. Еще одна форма - это мобильные офисы самообслуживания. Их у нас сегодня функционирует 18, расположены они в местах с максимальным потоком посетителей, а также там, где мы на время переформатирования закрываем наши филиалы. В таких офисах установлено несколько устройств самообслуживания и, как правило, работает консультант. До конца года мы откроем еще четыре таких офиса, причем три из них будут размещены на остановках общественного транспорта.

Кроме того впервые Байкальский банк начал организовывать удаленные рабочие места в офисах наших партнеров. Так, уже в восьми автосалонах работают наши сотрудники, и посетители автосалонов могут здесь и получить консультацию, и оформить автокредит. В Иркутске это автосалоны "Ниссан" и "Форд". Начал работать Сбербанк в офисе одного из ведущих застройщиков Иркутска - компании "Новый Город". Ведем переговоры и с рядом других застройщиков. В 2013 году географию удаленных рабочих мест планируем расширить.

- Если коснуться клиентского обслуживания, банк из года в год говорит о его совершенствовании. Как можно охарактеризовать работу Байкальского банка в этом направлении?

- У нас действует проект "Очередей.Нет", причем ему мы придаем особое значение, поскольку это связано с качеством нашего обслуживания и удовлетворенностью наших клиентов. Должен сказать, что на сегодняшний день мы достигли целевых параметров этого проекта - 90% наших клиентов ожидают в очереди менее 10 минут (в прошлом году 85% клиентов ожидали в очереди не более 15 минут).

Помимо этого у нас завершена централизация бэк-офисных функций. Изменение организационно-управленческой структуры позволило сосредоточить все такие функции в центрах сопровождения клиентских операций, которые теперь образуют единое операционное пространство по всей территории России и даже за ее пределами. Это позволило значительно снизить затраты и, конечно, положительно сказалось на наших взаимоотношениях с клиентами. Внедрение инструментов кредитной фабрики привело к резкому ускорению принятия решений. Если раньше решение по кредиту могло приниматься до 2-3 недель, то сегодня в ряде случаев это делается за 2 часа.

- Появилась информация, что Байкальский банк планирует открывать офисы VIP-обслуживания. Расскажите, где и сколько таких офисов будет?

- Действительно, у нас есть формат обслуживания для состоятельных клиентов, он называется "Сбербанк Первый". Соответствующие офисы со временем появятся во всех крупных городах. В Иркутске один такой офис уже работает в нашем основном административном здании на Нижней Набережной, 10. И сейчас мы в стадии завершения сделки по приобретению одного из исторических особняков, где откроется второй офис. Работает такой офис и в Чите, вскоре откроются аналогичные точки в Улан-Удэ, Ангарске и Братске.

- А предполагается ли реализация банком программ совершенствования обслуживания юридических лиц?

- В этом году в корпоративном блоке мы внедрили кредитный процесс, который называется "Оливер Вайман". Суть его состоит в том, чтобы распределить систему оценки рисков. В ней участвуют удаленные андеррайтеры, что способствует более эффективному принятию решений по предоставлению кредитов. В системе Сбербанка создано 8 центров андеррайтинга, ближайший к Байкальскому банку центр находится в Новосибирске. Уверен, что после того, как этот процесс окончательно отстроится, и наши корпоративные клиенты почувствуют серьезные положительные изменения в качестве обслуживания.