Сибирь / Эксклюзив 4 августа 2010 г. 10:45

Председатель думы Томска А.Чуприн: "Объединение с Северском значительно повысит авторитет Томска"

Председатель думы Томска А.Чуприн: "Объединение с Северском значительно повысит авторитет Томска"

           - Александр Николаевич, не за горами осенняя избирательная кампания в думу Томска. Как Вы оцениваете результаты работы нынешнего, четвертого, созыва?

            - Я уверен в своих депутатах. Они работали на совесть. Большинство в думе города Томска составляют депутаты – члены фракции партии "Единая Россия". Единороссы в 2005 году пошли выборы в гордуму с народной программой, которую поддержали более 76 тыс. томичей. Сегодня мы проанализировали поделанную работу. За пять лет мы исполнили свою предвыборную программу примерно на 98%. Когда мы избирались в 2005 году, бюджет Томска составлял около 3,5 млрд рублей, сегодня – почти 9 млрд рублей. Два года назад, когда мы входили в кризис, мы не знали, что будет впереди. Но, тем не менее, мы брали на себя ответственность. Сейчас мы практически вышли из этого кризиса.

            - Что, на Ваш взгляд, можно отнести к главным достижениям томских депутатов за эти годы?

            - В первую очередь, мы вытянули социальные программы. Например, именно в год кризиса, в 2009 году, начала работать городская целевая программа по субсидированию процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам отдельным категориям граждан. На 2009-2013 годы из городского бюджета запланировано выделить более 78 млн рублей на погашение части банковской процентной ставки. Только в этом полугодии около 300 наших молодых специалистов воспользовались программой. Всего за 1,5 года порядка 750-760 человек получили ипотеку по этой программе. Для молодого человека, который заканчивает вуз или училище, самое главное – иметь квартиру, хотя бы маленькую, но свою.

            Сегодня мы работает над решением другой серьезной проблемы, которая зрела годами, - ищем пути создания дополнительных мест в детских садах, которых так не хватает томским семьям. Городские власти запустили несколько пилотных проектов. Главный из них – это проект рационального использования существующих помещений томских детских садов.

            -Что значит "рациональное" использование помещений?

            - Например, в курируемом мной детском саду N53 медпункт занимал слишком много места. Мы перенесли его со второго этажа в хозблок, убрали перегородки. Был очень большой спортзал, в котором можно было заниматься сразу 3-4 группам. Мы перенесли его в меньшее помещение, а на его месте сделали раздевалки, спальню, игровую и санузлы. В результате у нас появилась возможность открыть дополнительные группы, и мы получили дополнительные 47 мест. Вы бы видели глаза мамочек и бабушек, когда они узнали, что им теперь не нужно ждать своей очереди три с половиной года!

            - На Ваш взгляд, такие меры помогут снять социальную напряженность, возникшую в связи с нехваткой мест?

            - Безусловно, это уже отражается на очередях. Наши специалисты утверждают, что вопрос будет снят при высвобождении 6 тыс. дополнительных мест, однако я думаю, что для решения проблемы хватит и 4 тыс. дополнительных мест. Для этого в каждом томском детском саду надо открыть еще 40 мест. На эти цели в 2010 году из областного бюджета было выделено около 100 млн рублей.

            - В прошлом году Вами был озвучен довольно амбициозный, масштабный проект газификации Томска, однако он так и остался на бумаге. Что сегодня мешает реализации этого проекта?

            - Газификация Томска – это старая песня. Еще лет 10 назад Томск загадочным образом не попал в программу развития Томской области. Чиновники тогда не думали о газификации Томска, не было предложений и заявок о том, чтобы включить Томск в большую программу газификации области. Так и вышло, что область у нас газифицирована, а Томск остался не у дел. Сегодня есть все возможности для реализации этого проекта. Более того, по словам губернатора, большой "Газпром" также заинтересован в газификации города.

            - На какой стадии находится сегодня проект?

            - Сейчас идет проектирование газовых сетей трех районов Томска: Степановки, Черемошников и района Спичфабрики. Мэрия уже выделила на проектирование газовой трассы 3 млн рублей. Если все пойдет по плану, в этом году мы приступим к подключению. Для полной газификации этих трех районов нужно порядка 40-50 млн рублей.

            - Как жители относятся к этой идее?

            - Мы проводили опрос в Степановке. Результаты поразили: за 10 суток было собрано 400 подписей. И это понятно. Как только человек получит газ в квартиру, он не будет платить за отопление и горячую воду – только за газ. С учетом наших сегодняшних тарифов на ЖКХ томичи будут платить в 4-5 раз меньше.

            - Это снимет проблему энергодефицита?

            - В Томске нет такой проблемы. Я считаю, у нас в городе есть даже небольшой запас энергии.

            - К вопросу о ресурсосбережении - назначена ли дата проведения конкурса по выбору управляющей компании для муниципального предприятия "Томский энергокомплекс" (МУП ТЭК)? Разработаны ли условия соглашения?

            - Сегодня уточняются и дорабатываются условия конкурса, поэтому трудно прогнозировать его дату. Но одно могу сказать точно: главный критерий конкурса – ни в коем случае не продавать оборудование МУП ТЭК. Компания не сможет приобрести сети, даже если вложит в них большие деньги, они в любом случае останутся у города.

            - Речь идет о долгосрочном договоре аренды. Если в какой-то момент станет ясно, что арендатор не справляется с наложенными обязанностями, мэрия сможет расторгнуть договор?

            - Это одно из ключевых моментов договора, город должен полностью контролировать эти сети, поскольку предприятие является жизнеобеспечивающим для Томска. Мы уже один раз обожглись, когда работали с "Томскими коммунальными системами". Компания не сделала ничего из обещанного, и в конечном итоге мы расторгли договор.

            - Не так давно мэр ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) Северск Николай Кузьменко заявил о том, что уход от статуса закрытого города оправдан с точки зрения развития бизнеса. Как Вы относитесь к перспективе открытия Северска и идее агломерации?

            - Я считаю, открытие будет в первую очередь на пользу северчанам. Да, открытие города высвободит много режимных сотрудников, работающих в бюро пропусков и на КПП...

            - К тому же, по словам Кузьменко, при смене статуса бюджетники могут потерять 20% оклада за счет утраты районного коэффициента…

            - И, тем не менее, Северск больше выиграет, будучи открытым городом. Сегодня там абсолютно не развивается ресторанный, гостиничный бизнес, потому что в этот город невозможно попасть. С другой стороны, большинство северчан работают в Томске, не говоря уже о студентах. Поэтому, на уровне населения агломерация двух городов уже давно завершена.

            - А что такая агломерация дает Томску?

            - У Томска появится шанс стать "миллионником", а это сразу делает нас заметнее на карте России, повышает авторитет и денежные поступления из центра.

            - Что нужно сделать для такого объединения?

            - Мы еще не готовы к этому. У России нет подобного опыта, на который можно было бы опереться. Нет четкой документации, нет четкого закона, которые бы давали ответ на вопрос, как производить эту агломерацию. Поэтому, на мой взгляд, пока рано ставить этот вопрос перед федеральным правительством. Но, повторюсь, психологически мы давно готовы к такому слиянию.

            - Александр Николаевич, в феврале мэрия выдвинула довольно фантастический проект запуска скоростного трамвая между Томском и Северском. Как Вы относитесь к этой идее?

            - Я не думаю, что это фантазии, учитывая удаленность города (5 км от Томска) и огромный пассажиропоток. А запуск трамвая позволит снизить затраты и уйти от пробок. Так что это вполне реальный проект. Я вообще убежден, что когда-нибудь каждый человек будет передвигаться на личном воздушном транспорте. В мою бытность мы просили у родителей, чтобы нам купили мотоцикл "Ява". Тогда мы считали, что тот, кто заполучил такой мотоцикл, считай, поймал удачу за бороду. Мое поколение ездило на мотоциклах, теперь молодежь предпочитает автомобили, и кто знает, что будет завтра?..