Сибирь / Эксклюзив 18 апреля 2014 г. 15:54

Председатель избирательной комиссии Новосибирской области Ю.Петухов: "Кампания была жесткая, порой – жестокая"

Председатель избирательной комиссии Новосибирской области Ю.Петухов: "Кампания была жесткая, порой – жестокая"

6 апреля в Новосибирске состоялись досрочные выборы мэра города. Избранным мэром признан кандидат от КПРФ Анатолий Локоть, который набрал 43,75% голосов. Второе место занял и.о. мэра "единоросс" Владимир Знатков с 39,57% голосов. Из оставшихся девяти кандидатов только двое – бывший вице-губернатор Владимир Анисимов ("Города России") и самовыдвиженец Евгений Логинов набрали более 3% голосов. Явка на выборах, по уточненным данным, составила 32,59%.

- Юрий Федорович, как бы Вы охарактеризовали кампанию по досрочным выборам мэра Новосибирска? Выборы, с одной стороны, подавались некоторыми участниками как "последние выборы мэра крупного города", а с другой – особого ажиотажа, судя по явке, не вызвали…

- Если бы это было "в последний раз и изо всех сил", то, наверное, все же не было бы такого процента явки, если говорить о кампании с этой точки зрения.

Если говорить о том, как проявили себя кандидаты, то я могу сказать, что кампания была, безусловно, активная, она была жесткая, порой она была жестокая. На мой взгляд, кандидаты иногда выходили за красную черту по отношению друг к другу. Это касается взаимного уважения, если угодно – политической культуры, а порой и просто поведенческой культуры. Над этим, очевидно, надо работать.

Коль скоро кандидаты позволяли себе выходить за красную черту по отношению друг к другу, то, соответственно, можно сказать, что они выходили за эту же черту и по отношению к избирателям. Может быть, это одна из причин такой низкой явки.

Поэтому я говорю, что 6 апреля пришло и ушло, но важно, чтобы после 6 числа было не стыдно смотреть друг другу в глаза.

Активность была достаточно серьезной, и в этом участвовали и СМИ, об этом свидетельствуют и огромные тиражи агитационных печатных материалов – их общий тираж составил без малого 12 млн экземпляров. Было задействовано 612 избирательных комиссий – это комиссия, организующая выборы, то есть городская, 10 территориальных избирательных комиссий и 601 участковая избирательная комиссия. Абсолютно точно могу сказать, что городская избирательная комиссия сработала профессионально, начиная от момента выдвижения кандидатов и заканчивая днем голосования. Ни на одном избирательном участке итоги голосования не признаны недействительными. Все решения городской избирательной комиссии, которые касались регистрации, отказа в регистрации, устояли в суде.

Мягко скажем, у меня вызвало удивление решение суда первой инстанции, отменившего регистрацию Владимира Знаткова, но в судебной системе есть и вторая инстанция, и иные инстанции, которые могут поправить судебные ошибки.

- Если говорить о ситуации, связанной с отменой регистрации этого кандидата, на Ваш взгляд, следует ли инициировать какое-то изменение законодательства, чтобы избежать подобных двусмысленностей?

- Двусмысленности были искусственно созданы – это были просто технологии, вот и все. Никаких сомнений решения комиссии о регистрации данного кандидата и все остальные действия с точки зрения законодательства и разъяснений ЦИК России по этому поводу не вызывали. Я еще раз подчеркну – у этого кандидата не было обязанности ухода в отпуск. Было право. И еще раз подчеркну – с точки зрения разъяснений ЦИК, касающихся предвыборного отпуска лиц, исполняющих полномочия, в данном случае, главы местного самоуправления, действия городской избирательной комиссии были безупречными, что и подтвердила апелляционная инстанция областного суда.

В преддверии предстоящих губернаторских выборов могу сразу сказать, предваряя всякого рода инсинуации и заключения всевозможных частных юридических компаний, что врио губернатора, если он будет выдвинут в качестве кандидата, в отпуск не уходит. Это первое. Второе – неиспользованное право уйти в предвыборный отпуск не является основанием для отказа в регистрации или ее отмены. Основанием для отмены регистрации является злоупотребление служебным положением, вот в чем вопрос, и это основное.

- Если говорить в целом о кампании, много ли было нарушений избирательного законодательства?

- К сожалению, выборные кампании без нарушений не проходят. Всего было зафиксировано 87 обращений, в том числе о разъяснении избирательного законодательства – 14, о распространении незаконных агитационных печатных материалов – 23 (подтвердилось 11), о размещении незаконных агитационных материалов в сети Интернет – 5 (подтвердилось 4). По поводу опубликования в СМИ незаконных агитационных материалов – 22 обращения, из них подтвердилось 7, было два обращения о воспрепятствовании агитации – ни одно не подтвердилось.

Всего было установлено 25 нарушений избирательного законодательства по 20 обращениям. Направлено 17 представлений в УВД Новосибирска, 4 – в управление Роскомнадзора по СФО.

Могу сказать, что нарушений в другие кампании бывало и больше – более сотни, на выборах мэра в 2004 году, например, было и 182. Нарушения, прежде всего, как я уже говорил, говорят об отношении кандидатов друг к другу.

Что касается пресловутого административного ресурса – если бы он активно использовался, то уж, наверное, результаты голосования были бы другими. Мы давно уже говорили, что административный ресурс не всесилен. Просто, когда выгодна риторика по этому поводу – тогда да, он находится повсюду.

- Насколько активны были наблюдатели в день голосования?

- На выборах мэра Новосибирска работало 1363 члена комиссии с правом совещательного голоса, 1834 наблюдателя, 903 – назначенные политическими партиями, а также 390 представителей СМИ. У нас здесь присутствовал "Гражданский контроль", корпус наблюдателей "За честные выборы", "Голос". Это говорит о том, что выборы прошли открыто, под широким общественным контролем, и наша позиция не менялась никогда – чем больше общественного контроля, тем лучше.

- Как повлияло на характер кампании обилие кандидатов? По числу выдвинувших свои кандидатуры Новосибирск даже попал в Книгу рекордов России - первоначально кандидатов было более 30.

- Это обилие кандидатов и способы их выдвижения на должность главы полуторамиллионного города, третьего города страны, говорит только об одном – в нынешней ситуации многие политические партии рассматриваются не столько как выразители интересов своих избирателей, пусть и немногочисленных, а как инструмент избирательных технологий. Городская избирательная комиссия сталкивалась с тем, что в партии состоит 500 человек, а в совете партии, который имеет право выдвигать кандидатов – три человека, и при этом они назначают собрание в Москве на 8 часов утра – чтобы уложиться в сроки выдвижения кандидата – у меня это вызывает недоумение как у правоприменителя. Многие политические партии не чувствовали ни своих предвыборных программ, ни поддержки избирателей. Вот поэтому они так легко и снялись. Не дошли до избирателей. Не донесли свою позицию, к большому сожалению.

Давайте посмотрим – было семь партий, из них четыре парламентских, потом стало 77. На мой взгляд, решение о снижении порога численности партии, необходимой для ее регистрации, с 45 тысяч до 500 человек – неверное, это неправильный шаг законодателя. Что такое политическая партия? Это та сила, которая должна своими партийными программами, своими кандидатами увлечь за собой избирателя, донести до них позицию. Поэтому, на мой взгляд, правильно бы было возвратиться к первоначальному варианту закона о политических партиях, когда численность должна была быть не менее 10 тыс. человек. Хотя бы так.

Вполне возможно, что необыкновенная легкость выдвижения кандидатов от партий повлияла и на явку – люди просто не восприняли это всерьез, притом, что в кампании были явные фавориты. И поэтому, когда было 17 кандидатов, а стало 11 – это никак не повлияло на отношение избирателей.

- Сказалась ли на кампании отставка губернатора Василия Юрченко?

- Тут много составляющих повлияло, в том числе, конечно, и это.

- Следует ли вернуться к практике досрочного голосования, на Ваш взгляд?

- Следует, это совершенно очевидно, причем не только на муниципальных выборах, но и на региональных. Допустим, у нас на выборах регионального уровня открепительные удостоверения, но опять же, если человек выезжает за пределы региона, он тоже не может воспользоваться своим правом на голосование.

Абсолютно правильное было бы решение вернуть досрочное голосование. Но дабы исключить злоупотребление этим институтом, нужно его формализовать более жестко. О чем я говорю? Уезжаешь за пределы города или региона (командировка, работа, отпуск), не можешь прийти в день голосования на участок – представь юридический документ, и тогда ты имеешь право проголосовать. Все, и мы прекратим кривотолки вокруг этого института. Но у людей будет возможность реализовать свое конституционное право избирать. Звонков, кстати, было огромное количество по этому поводу. И отсутствие такого права – проголосовать досрочно – вызывало определенный негатив.

- Началась ли подготовка к выборам губернатора?

- Подготовка уже идет полным ходом. Назначение выборов будет проходить с 5 по 15 июня, мы сейчас готовим огромное количество актов – избирательная комиссия Новосибирской области будет организовывать эти выборы, которые, кстати, мы будем проходить по новым правилам. У нас будут так называемые муниципальные праймериз, то есть недостаточно одного выдвижения политической партией, нужно будет собрать 5% голосов глав и депутатов органов местного самоуправления. Эти подписи собираются, нотариально заверяются, причем эти 5% подписей должны быть из пяти процентов от числа муниципальных районов и городских округов. При этом кандидатам необходимо собрать более 50 подписей в свою поддержку не менее чем в 27 муниципальных образованиях этого уровня. Объем достаточно большой, и это говорит о том, что нужно получить поддержку на этом уровне власти. К этому надо быть готовым, мы сейчас разрабатываем методические рекомендации для кандидатов и избирательных объединений, отрабатываем финансовые вопросы, взаимодействие со Сбербанком и так далее.

Кроме того, надо подкорректировать наш областной законодательный акт о выборах главы региона, потому что произошли определенные изменения федерального уровня, и здесь мы активно взаимодействуем с комитетом по государственной политике, законодательству и местному самоуправлении Законодательного собрания. Надеюсь, что все эти вопросы мы решим на апрельской сессии – примем закон сразу в двух чтениях.

Будут прозрачные стационарные ящики везде, но здесь уже поставку осуществляет ЦИК, продолжим использование КОИБов, скорее всего, в городе, потому что устанавливать их за его пределами – достаточно дорого.

Что касается веб-камер – сразу говорю, что мы их не сможем использовать. То предложение, с которым вышел "Ростелеком" – 42 млн рублей, это достаточно весомая сумма, и мы не успеваем по нашим процедурам обеспечить финансирование.

Хочу сразу сказать, предваряя все вопросы по поводу прозрачности-непрозрачности. Оттого, что у нас не было веб-камер на избирательных участках в Новосибирске, ни у кого не вызвали сомнений результаты, итоги голосования 6 апреля.

Институт наблюдателей есть, институт членов комиссий с правом совещательного голоса есть, пожалуйста, приходите, работайте.

На выборах губернатора наблюдателей будет еще больше, потому что будет задействовано больше участков - не 601, а более 2 тысяч.

- Сколько кандидатов, с Вашей точки зрения, пройдут муниципальные праймериз?

- Только реальные политические силы, у которых есть социальная основа, кандидат от которых может управлять регионом. Поэтому, конечно, количество кандидатов будет значительно меньше, чем на выборах мэра. Очень много зависит от того, какая именно политическая партия представлена на муниципальном уровне.

У нас, напомню, более 5 тысяч депутатов муниципальных представительных органов власти и глав органов местного самоуправления. Кампания не будет проще, это совершенно точно.