Сибирь / Эксклюзив 22 декабря 2009 г. 14:59

Председатель избиркома Новосибирской области Т.Алексенко: "В регионе 14 марта 2010 года будет организовано и проведено 865 избирательных кампаний"

Председатель избиркома Новосибирской области Т.Алексенко: "В регионе 14 марта 2010 года будет организовано и проведено 865 избирательных кампаний"

- Тамара Ивановна, что ожидает избирателей Новосибирской области в единый день голосования - 14 марта 2010 года?

- В соответствии федеральным и областным законодательством и в связи с истечением срока полномочий 14 марта 2010 года нам предстоит провести выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в 484 муниципальных образованиях.

Во всех муниципальных образованиях выборы уже назначены.

Итак, какие это выборы? Во-первых, 14 марта предстоит избрать 395 глав муниципальных образований, в том числе одного главу городского округа (наукоград Кольцово), 24главы муниципальных районов, 370 глав городских и сельских поселений.

При этом 18глав сельских поселений в соответствии с их уставами будут избираться из числа депутатов представительных органов, поэтому напрямую они не выбираются.

Выборы депутатов представительных органов пройдут в 471муниципальном образовании, необходимо будет избрать 5052 депутатов. В том числе 57депутатов в городских округах – 17 в наукограде Кольцово и 40 в Новосибирске, 480 депутатов в муниципальных районах, 4515 депутатов в городских и сельских поселениях.

Большая часть выборов, в том числе такие значимые, как выборы депутатов Совета депутатов Новосибирска, будут проходить по мажоритарной системе. Исключение - Каргатский, Колыванский и Северный районы, где выборы депутатов советов муниципальных районов пройдут уже по смешанной системе.

Однако выборы депутатов 13 советов депутатов муниципальных районов, где также вводится смешанная избирательная система, перенесены на октябрь, когда будут проходить и выборы депутатов Новосибирского областного Совета депутатов.

Всего на территории Новосибирской области 14 марта 2010 года будет организовано и проведено 865 избирательных кампаний.

Предстоящие выборы будут достаточно сложными. Это касается и числа кандидатов, потому что в каждом случае голосование может проводиться только на альтернативной основе, то есть число депутатов нужно увеличить в несколько раз, и охвата избирателей - в этих кампаниях могут принять участие 95% от 2,1 млн избирателей, зарегистрированных на территории региона.

Соответственно, на выборах будут работать и муниципальные районные комиссии, и комиссии сельских поселений – и все их надо будет очень хорошо обучить.

- Какие средства будут затрачены из бюджетов разных уровней на проведение выборов в марте?

- Если в 2004 году финансирование муниципальных выборов осуществлялось за счет средств областного бюджет, тогда был переходный период и законодательство позволяло это делать, то сейчас ситуация другая. Задолго до назначения выборов мы направили во все представительные органы районов и сельских поселений письма, в которых рекомендовали заложить финансирование выборов на уровне тех затрат, которые имели место на последних президентских выборах в 2008 году. При этом участковые комиссии будут формироваться и на районный уровень выборов, и на уровень отдельного поселения. Думаю, что в совокупности расходы составят около 70 млн рублей, однако точная сумма будет известна после того, как пройдет финансирование и будут открыты счета избирательных комиссий муниципальных образований.

- Какова роль областной избирательной комиссии в этих избирательных кампаниях?

- Областная избирательная комиссия, как написано в законе, не является организатором этих выборов – этим занимаются муниципальные комиссии, однако ее роль все же трудно переоценить.

Система избирательных комиссий, которые будут организовывать подготовку и проведение муниципальных выборов в марте следующего года, включает в себя избирательную комиссию Новосибирской области, 44 территориальные избирательные комиссии (образованные в октябре 2006 года), 460избирательных комиссий муниципальных образований (также образованных на постоянной основе), и 1954 участковых.

Следует отметить, что полномочия 24избирательных комиссий муниципальных районов возложены на территориальные.

Кроме того, наша область отказалась от формирования окружных комиссий. Полномочия окружных избирательных комиссий в Новосибирске на основании обращения городской комиссии возложены на территориальные комиссии города, а полномочия окружных комиссий в других муниципальных образованиях должны быть возложены на избирательные комиссии муниципальных образований.

Во всех избирательных комиссиях в качестве членов с правом решающего голоса будут работать около 20 тысяч человек.

Кроме того, главы муниципальных образований должны будут до 25 января образовать избирательные участки и опубликовать соответствующую информацию.

Полагаю, что до 16 февраля мы сформируем все участковые избирательные комиссии.

Мы уже проверили уровень подготовки территориальных избирательных комиссий – очень приятно отметить, что уровень знаний был высок, нормы закона они знают.

Областная избирательная комиссия будет выполнять не только контролирующую и координирующую роль – мы, естественно, подготовили все нормативно-правовые документы, примерный календарный план, где четко указали последовательность всех действий. Мы разработали также специальные памятки для муниципальных комиссий, предусмотренные для каждого шага в избирательной кампании – и мы требуем четкого соблюдения все требований. Мелочей в законе не бывает.

- Насколько оправдан переход на смешанную систему выборов на уровне районов, на Ваш взгляд, заметна ли там активность политических партий?

- Может быть, даже и хорошо, что сначала переход на смешанную систему пройдет только в трех районах – можно будет посмотреть, как это будет происходить на практике. Надо сказать, что в этих районах такая ситуация сложилась не потому, что они так уж хотели перейти на смешанную систему. Дело в том, что во всех муниципальных образованиях, которые сейчас переходят на смешанную систему, сложилась ситуация, при которой число депутатов, избираемых от одного поселения, а именно районного центра, превышает две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района - что федеральный закон "О местном самоуправлении" запрещает.

Введение смешанной системы позволяет эту ситуацию поправить.

- Целесообразно ли, на Ваш взгляд, совмещать Всероссийскую перепись населения 2010 года и проведение выборов? Не возникнет ли сложностей?

- Сейчас этот вопрос только прорабатывается, еще нет окончательного решения, возможно ли провести одновременно перепись и выборы. Я думаю, что при одновременном проведении сложности возникнут, несомненно, учитывая, что это те же помещения – школы, клубы, дворцы культуры. Думаю, что большая часть людей, работающих в избирательных комиссиях, будут работать и на переписи населения, поэтому, на мой взгляд, наверное, эти мероприятия надо проводить в разные сроки.

- Прошедший в октябре в других регионах единый день голосования вызвал достаточно неоднозначную реакцию, в том числе и по итогам муниципальных выборов…

- Я позволю себе высказаться относительно той негативной информации, которая звучала о некоторых кампаниях. Скорее всего, недочеты имели место как со стороны избирательных комиссий, так и политических партий.

Нас приглашали на совещание в ЦИК РФ, посвященное прошедшим выборам, в котором кроме председателей избирательных комиссий субъектов РФ, принимали участие председатели городских избирательных комиссий, а также руководители и представители политических партий.

Например, было много замечаний относительно порядка выдвижения, регистрации и приема подписных листов от участников избирательного процесса. Что мы делаем в Новосибирской области? Мы подробно разработали памятки по выдвижению, инструкции по сбору и проверке подписных листов, и будем требовать, чтобы наши комиссии выполняли эти требования пошагово.

Приходит кандидат – это первый этап – уведомление о выдвижении, мы говорим: открывайте инструкцию и по этапам, без стеснения, смотрите все действия, которые должны быть выполнены. Когда идет проверка подписных листов, мы также требуем, чтобы в соответствии с законом присутствовали все заинтересованные лица. После того, как комиссия пришла к определенному решению – зарегистрировать кандидата или отказать в регистрации, кандидата нужно своевременно проинформировать об этом.

Также мы обращаем внимание на то, как будут открываться счета кандидатов, как они будут отслеживаться.

На мой взгляд, как никогда много было нареканий по дню голосования – думаю, что до 80% всех жалоб на выборах в октябре касалось именно этого. Поэтому мы говорим о том, что необходимо четко проводить этапы досрочного голосования, чтобы не было нарушений, и готовится к голосованию вне помещений для голосования – именно здесь в октябре прошлого года было допущено много нарушений.

Открепительных удостоверений на этих выборах не будет, по досрочному голосованию мы просим, чтобы участковые комиссии, как только они будут сформированы, прошли, по возможности, по квартирам избирателей и поинтересовались, кто у них будет работать в этот день или уезжает – чтобы избиратели проголосовали досрочно.

Что касается голосования вне участков – мы также требуем пройти и посмотреть, кто не сможет прийти на избирательный участок по состоянию здоровья. Особый акцент мы делаем на то, что люди, занятые на работе с непрерывным циклом, могут проголосовать только досрочно. Голосовать на производстве мы сейчас запрещаем.

И, конечно, в день голосования участковые комиссии должны последовательно выполнять все свои действия – начиная от открытия участка и завершая подсчетом бюллетеней и принятием решения о результатах выборов. Здесь нет мелочей, важно буквально каждое движение.

Поэтому я призываю политические партии активно участвовать в формировании всех участковых комиссий, чтобы иметь возможность участвовать в их работе, а не говорить потом, что комиссии допустили нарушения.

Представители шести из семи зарегистрированных политических партий входят в состав областной комиссии (не вошло только "Правое дело"), и мы всех их призываем направить представителей в участковые комиссии. Безусловно, дело это сложное – надо почти 2 тыс. представителей направить в участковые избирательные комиссии.

Конечно, когда будет идти подсчет голосов, мы будем требовать визуального контроля каждого бюллетеня, чтобы каждый бюллетень был показан наблюдателям.

- Будут ли на предстоящих выборах какие-то особые требования к сбору подписей (учитывая отмену избирательного залога) и счетам кандидатов?

- По подписным листам действует норма, по которой число подписей в поддержку кандидата должно составлять 1%, а там, где выборы проходят по смешанной системе, где создается единый избирательный округ – 2%. Исключение составляют небольшие избирательные округа – закон оговаривает, что количество подписей не может быть менее 10.

Могу сказать, что к подписям будет самое пристальное внимание.

Есть небольшое послабление для сельских поселений по открытию специальных счетов кандидатов. Там, где численность избирателей – менее 5 тысяч, счет кандидаты могут не открывать, но они не будут и тратить никаких денег на кампанию. Но в сельском поселении, даже если на округе более 5 тыс. избирателей и кандидат потратил менее 3 тыс. рублей – перечислять средства избирательного фонда на специальный счет необязательно.

- Что Вы думает относительно соглашения между региональными отделениями партий (хотя и не всех), договорившихся о честном проведении выборов в следующем году?

- Я только "за" и всячески это приветствую, считаю, что это хороший, добрый шаг. Если отделения политических партий пойдут цивилизованно на эти выборы, не будет негатива в отношении друг друга, то и у избирателя будет совершенно другой, положительный настрой.

Раньше часто говорили, что чем больше скандальных ситуаций, тем избиратель активнее идет на выборы. Ничего подобного – как показывает практика последних лет, там, где кандидаты уважительно относятся друг к другу и к избирателям – там и явка, и активность выше.

- Между тем, подписали документ не все участники обсуждения. В частности, одна из партий настаивала на законодательном запрещении использования административного ресурса. Насколько эта проблема актуальна именно для муниципальных выборов?

- Думаю, что надо внести некоторые уточнения. Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и праве на участие в референдуме граждан РФ" и наше областное законодательство четко определяет, какие обязанности возлагаются, в данном случае, на главу местного самоуправления.

Во-первых, глава местного самоуправления предоставляет помещение. Во-вторых – транспорт, отвечает за связь.

Всю организационно-техническую часть выборов готовят главы муниципальных образований. Конечно, они это делают совместно с муниципальными и территориальными комиссиями, но эта обязанность, фактически, возложена на них.

Также они определяют места, где будут размещены информационные материалы по кандидатам, отслеживают, вместе с правоохранительными органами, безопасность всех избирательных участков.

На мой взгляд, не нужно излишне драматизировать эту ситуацию. Свою роль сыграют и избирательные комиссии, и органы власти.

Думаю, что те политические партии, которые не присоединились к соглашению, все же будут вести свои избирательные кампании достойно, уважая и соперников, и избирателей.

Представьте – если все 5 тысяч депутатских мандатов помножить на 3 – 4 кандидата, и все они поведут войну друг с другом – что это будет?

- На какую активность избирателей, кстати, можно рассчитывать?

- Недавно прошли досрочные выборы главы одного из поселений в Ордынском районе – там явка избирателей составила 50%. По Новосибирску, конечно, как правило, все несколько сложнее. Хотя порог явки отменен, но, конечно, хотелось бы, чтобы активность была не менее 50%.

Что касается сельских районов – по этому уровню выборов меньше 70% явка не была.

- Период выдвижения кандидатов, который завершится 30 января, по времени пересекается с новогодними праздниками. Как будут работать комиссии в праздники?

- Мы уже сказали абсолютно всем комиссиям, что для них нет ни новогодних, ни рождественских праздников. Все они будут дежурить по графику. Дежурство будет и в нашей областной комиссии. Процесс не остановить, поэтому здесь нет ни праздников, ни выходных. Аналогичным образом комиссии будут работать и в другие праздничные дни – 8 марта и 23 февраля.