Эксклюзив 4 сентября 2023 г. 10:14

Председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев:

"В 2023г мы сделали максимально прозрачной поддержку бизнеса"

"В 2023г мы сделали максимально прозрачной поддержку бизнеса"
Фото пресс-службы правительства Иркутской области

Иркутская область лидирует в Сибири по объему инвестиций - к настоящему времени их сумма превышает 800 млрд рублей. О том, как регион привлекает инвесторов, развивает международные экономические связи на фоне санкций, поддерживает местный бизнес в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель областного правительства Константин Зайцев.

Поддержка бизнеса

- Константин Борисович, в текущих условиях какой бизнес в регионе, на Ваш взгляд, больше всего нуждается в господдержке - крупный, средний, малый?

- Не важен размер бизнеса, но особо в поддержке нуждаются проекты по импортозамещению, экспорту и по локализации производств.

Правительство Иркутской области уделяет большое внимание развитию всех форм предпринимательства. В прошлом году мы предоставляли налоговые льготы для малого бизнеса по приоритетным направлениям: пострадавшие от санкций отрасли; организации потребительской кооперации, субъекты инвестиционной и научной деятельности, ИТ-компании. Были также продлены специальные инвестиционные контракты с крупными инвесторами, в рамках которых они получают налоговые преференции.

В текущем году мы сделали максимально прозрачной поддержку любого бизнеса - с помощью принятого в июне регионального закона об инвестиционной политике. Теперь при реализации проекта между инвестором и областным правительством заключается специальное соглашение, где прописываются ключевые показатели инвестпроекта и меры поддержки. Это значит, что еще на этапе формирования проекта инициатор понимает все доступные для него меры поддержки. И, в свою очередь, соглашением закрепляет свои ключевые показатели в виде объема инвестиций, количества рабочих мест, срока реализации проекта - берет на себя определенные обязательства. Таким образом мы уходим от видовых льгот, потому что сформированы понятные, открытые, прозрачные деловые отношения между бизнесом и властью.

До конца 2023 года мы панируем внести в региональный парламент еще ряд законопроектов, направленных на поддержку малого бизнеса, в частности, социальных предпринимателей.

- Какие неналоговые льготы, существующие в Иркутской области, Вы могли бы отнести к самым эффективным и необходимым?

- Я бы выделил аренду земельного участка под реализацию инвестпроекта без торгов. Потому что земля - это первое, в чем нуждается инвестор, и если есть возможность упростить процедуру ее получения, это - большой плюс. Об этом говорит и интерес со стороны бизнес-сообщества: регулярно поступают новые заявки на получение статуса масштабного инвестпроекта (МИП), который нужен для этой меры поддержки.

Данной мерой поддержки могут воспользоваться представители разных сфер, в том числе, обрабатывающей промышленности, логистических и туристических компаний, бизнеса в сфере IT, промышленных парков. Они получают статус МИП, и после этого могут получить участок в том или ином муниципальном образовании в аренду без торгов.

При этом в Иркутской области мы сделали условия получения статуса МИПа максимально лояльными: снизили порог "входа", например, для производства продуктов питания и напитков до 50 млн рублей. А проекты импортозамещения могут получить землю в аренду на первый год еще и за максимально символическую сумму - один рубль. После введения изменений статус МИП уже получили четыре инвестора: местный производитель межкомнатных дверей, лесоперерабатывающее предприятие из Братска, производитель металлоконструкций и проект по производству меховых изделий.

Кроме этого среди предпринимателей очень популярны льготные займы. Промышленные предприятия для модернизации производства и внедрения цифровизации могут получить заем под 1% или 3% годовых от Фонда развития промышленности Иркутской области. Региональный ФРП предоставляет льготные займы в рамках собственных программ и совместных программ с Фондом развития промышленности РФ. Все зависит от условий программы. Объем займов составит от 1 млн до 200 млн рублей, срок - до пяти лет, процентная ставка за пользование займом - 1-3% или 5%.

Для малых и средних предприятий работает Фонд микрокредитования региона. Он выдает займы до 5 млн рублей для субъектов МСП и самозанятым на срок до 3 лет по льготной ставке в среднем 5%. Процент зависит от сферы деятельности бизнеса и других факторов, очень лояльные условия для стартапов, туризма, мелких производителей. Центр "Мой бизнес" оказывает гарантийную поддержку - выступает гарантом на сумму финансирования до 70% до 42 млн рублей. Это для тех, у кого есть сложности с залоговой базой.

- Каков объем выпадающих доходов бюджета от налоговых льгот?

- По данным УФНС России по Иркутской области, налоговые расходы консолидированного бюджета Иркутской области от предоставления региональных налоговых льгот составили в 2022 году 6,8 млрд рублей, из них большая часть - по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций. По оценке на 2023 год данные расходы областного бюджета составят порядка 6,6 млрд рублей.

Это - прямые налоговые льготы, но есть и косвенные. Например, субсидии сельхозпроизводителям. Они составляют более 4 млрд рублей в год. Или социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), которые положены по закону РФ при покупке жилья - 5 млрд рублей. Это косвенная поддержка строительной отрасли, которая субсидий из бюджета не получает. Но люди, зная об этой льготе, покупают квартиры большей площади, вкладываясь в строительство.

Есть и другие социальные вычеты - на медицину, на образование, на физкультуру и спорт. Сколько предприятий малого бизнеса получили поддержку через этот косвенный механизм? Это история, когда такие льготы вводятся на федеральном уровне.

- Возвращает ли бизнес в виде налоговых отчислений вложенные в него ресурсы?

- Не говорите о том, что они должны это отдавать. Или что после получения льгот они стали больше платить налогов. Это не так работает. Льготы и косвенные поддержки способствуют финансовому укреплению бизнеса, его развитию, а в конечном счете это - стабильная экономика и общество в целом. Работающее крупное предприятие - это живой город. Работающий средний и малый бизнес - это сфера услуг, общепит, комфортная жизнь людей. И, самое для нас главное - это занятость населения. Безработица у нас сейчас - 0,7% от трудоспособного населения, то есть, ее фактически нет. А есть потребность в кадрах - порядка 30 тыс. вакансий.

Да, наши инвестиции растут достаточно серьезно - по 2022 году у нас более 800 млрд рублей, мы стали первыми в Сибирском Федеральном округе, впервые обогнав Красноярский край. Наверное, первенство субъекта - это не так важно, но приятно.

Динамика у нас - положительная, но мы не должны сбрасывать со счетов высокую турбулентность 2023 года, инфляционные процессы и другие стресс-факторы для экономики. Да, все не плохо, но успокаиваться нельзя. Нужно трезво оценивать ситуацию и возможные риски.

- Иркутская область планирует вводить курортный сбор?

- Эксперимент по установлению курортного сбора проводится в отдельных регионах РФ и будет завершен до конца 2024 года. Иркутская область не принимает в нем участия, решение о введении курортного сбора будет принято позднее на основе анализа эффективности данного механизма в других субъектах.

Курортный сбор - это, с одной стороны, нагрузка на приезжающих туристов, а с другой - нагрузка на принимающую сторону по его администрированию. Нужна удобная система оплаты сбора, в идеале - мобильное приложение, и эффективная система контроля. Предварительно мы посчитали, что у нас расходы на администрирование могут превысить возможные поступления. Не будем спешить, посмотрим на практику других регионов.

Бизнес и санкции

- Есть в регионе бизнес, который в условиях ограничений и санкций смог расширить свою операционную деятельность?

- Введенные ограничения стали своеобразным толчком для ускоренного развития ряда предприятий. Часть иностранных компаний ушло с российского рынка, в свою очередь, местные производители увеличили объемы и расширили рынки сбыта в России и даже вышли на экспорт.

Например, производитель титанорганических соединений - компания "Ангара-реактив" работает уже более 20 лет. Сейчас для предприятия открылось окно возможностей. Чтобы обеспечить потребности рынка, в компании намерены провести технологическую модернизацию при поддержке регионального и федерального Фондов развития промышленности. Титанорганические соединения, в частности, применяются в химической и лакокрасочной промышленности, машиностроении, строительстве, в горнодобывающей и электрохимической сферах.

Есть другой случай. Представитель малого бизнеса, индивидуальный предприниматель, занимающийся кондитерскими изделиями, запустил параллельно строительный бизнес. В 2020 году на фоне ухода из России ряда европейских производителей, компания стала набирать обороты. Докупили оборудование и увеличили производственные мощности. В текущем году по сравнению с 2022-м у предприятия рост объемов производства почти в четыре раза.

Кроме этого в прошлом году на фоне введения санкций в регионе организовали обучение для малого и среднего бизнеса для переориентации на новые экспортные рынки. По итогам большинство участников заключили экспортные контракты.

Инвесторы и проекты

- Чем, помимо развитой системы поддержки бизнеса, привлекает инвесторов Иркутская область?

- Начнем с того, что у региона есть существенный плюс - это его месторасположение. Он выполняет транзитную и связующую функции для западных и восточных частей страны. Активно развивается межрегиональная транспортная, энергетическая и промышленная инфраструктура. По нашей территории проходят БАМ и Транссиб. У нас - высокий уровень развития научной и инновационной базы.

Еще одно наше серьезное конкурентное преимущество - наличие более 900 разведанных месторождений полезных ископаемых, лидерство по запасам золота, леса, газа, угля, нефти. Природные ресурсы всегда интересовали крупный бизнес.

Кроме того у нас есть ряд площадок, которые могут обеспечить инвестора всей необходимой инфраструктурой. Это - четыре территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные парки и технопарки, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала".

- Каких иностранных инвесторов ожидают в Иркутской области в текущей ситуации? Это - Китай? Или возможны Индия, страны СНГ? Ведутся ли сейчас переговоры с иностранными инвесторами, какие сферы их интересуют?

- Мы не делим инвесторов ни по каким признакам. Интересны как проекты микропредприятий, так и крупного бизнеса, различных сфер производств и видов услуг. Подчеркну, главное здесь - проекты должны быть предельно прозрачными и законными.

На сегодняшний день Китайская Народная Республика является основным партнером региона по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. С участием китайского капитала в регионе уже реализуется ряд инвестпроектов. Например идет создание первой российско-китайской страховой компании по страхованию жизни "Байкальская биотехнологическая долина" при участии ООО "Ангара Интермед". Прорабатывается открытие совместного предприятия по производству электротранспорта. В период с 22 по 25 августа к нам приезжала делегация КНР, обсуждалась возможность создания других совместных предприятий с локализацией производств на территории региона, сотрудничество в сельскохозяйственной сфере.

Кроме того мы тесно взаимодействуем с Монголией, Республикой Беларусь, Азербайджаном и другими странами СНГ. Например, рассматриваем возможность реализации совместного Российско-Монгольско-Белорусского проекта по переработке шерсти и производству изделий из кашемира. Проанализировали ситуацию на рынке, создали рабочую группу по реализации проекта создания трикотажной фабрики, провели ряд рабочих совещаний в Монголии и Республике Беларусь с участием представителей Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, Центра "Мой бизнес", Байкальского кластера легкой промышленности, ведущих региональных дизайнеров. Заинтересованность со стороны предпринимательского сообщества Иркутской области есть.

- Есть интерес у иностранных инвесторов к бизнесу по розливу байкальской воды?

- Такой интерес был всегда и остается - как у отечественных, так и у иностранных инвесторов. Чистейшая вода Байкала - это уникальный продукт, известный в России и в мире. На мой взгляд, наш отечественный бизнес очень хорошо с этим направлением справляется, не вижу, что у нас здесь есть какой-то дефицит. На территории региона - уже более 30 предприятий, выпускающих широкий ассортимент питьевой воды и напитков. Сейчас вопрос в реализации, в экспорте. Бизнес смотрит по направлениям - Китай, Монголия.

В текущем году вьетнамские партнеры проявляли интерес к реализации проекта по розливу воды Байкала. Наши производители сделали им встречное предложение - импорт готовой продукции. Сейчас идут переговоры.

- Российскому бизнесу интересна Иркутская область?

- Вся страна повернулась на Восток, и интерес к Иркутской области, как к важному логистическому хабу, стали проявлять крупные федеральные компании. Так, сразу три компании: Wildberries, Ozon и Транс-Синергия рассматривают возможность создания у нас распределительных центров. Сейчас с ними работают специалисты Корпорации развития Иркутской области, помогают определиться с земельными участками.

Байкал - сильная точка притяжения. За последние два года мы более чем в три раза увеличили количество резидентов ОЭЗ "Ворота Байкала" - с восьми до 23. Общий объем инвестиций - порядка 20 млрд рублей. Среди резидентов есть инвесторы общероссийского уровня, например, сеть отелей "Талисман" (курорты Краснодарского края) планирует построить два гостиничных комплекса в прибрежной и предгорной зоне в Байкальске.

- Один из активов, который сегодня может интересовать инвесторов, это аэропорт Иркутска. Можно ожидать модернизацию существующего авиаузла за счет средств инвесторов (с проведением конкурсных процедур)?

- Аэропорт Иркутска является динамически развивающимся объектом транспортной инфраструктуры и, естественно, вызывает интерес участников рынка авиационных услуг. Модернизация и реконструкция аэродромной и аэропортовой инфраструктуры может подстегнуть потенциальных инвесторов на решительные действия по участию в конкурсных процедурах.

Учитывая указ президента РФ в части строительства нового аэропортового комплекса за городской чертой и принимая во внимание сроки строительства, начиная с 2028 года, получается довольно значительный период, на протяжении которого действующий аэропорт должен продолжать работать. При этом необходимо учитывать и сроки ввода в эксплуатацию нового аэропорта, а это примерно 2032-2035 годы. Без реконструкции действующего аэропорта не обойтись.

Хочу подчеркнуть: мы не можем построить дополнительную взлетно-посадочную полосу (ВПП), чтобы наш аэропорт смог принимать больше самолетов - сегодняшнее количество принятых рейсов это, что называется, конечная величина. Но мы запланировали реконструкцию инфраструктуры, в рамках которой проведем модернизацию ВПП и перронов, построим новый терминал, большую автопарковку. Земельный участок для этого уже сформирован.

Хочу также подчеркнуть: реконструкция действующего аэропорта не исключает строительство нового аэропортового комплекса за городской чертой на выбранной и согласованной Минобороны России площадке "Позднякова". При этом Федерация должна построить там свой имущественный комплекс - ВПП, перрон, рулежные дорожки, объекты единой системы организации воздушного движения, свето-сигнального оборудования. Со своей стороны, регион должен обеспечить строительство аэропортового комплекса - грузового, пассажирского и международного терминалов, а также внешнюю инфраструктуру.

Инвестор для строительства нового аэропортового комплекса Иркутска, конечно, будет выбираться только через конкурсные процедуры. Условия привлечения инвестора, сроки проведения конкурсных процедур, а также требования, предъявляемые к инвестору, будут определены по окончании работы по подготовке конкурсной документации. Эта работа будет начата сразу после определения механизма взаимодействия по строительству аэродрома.

Бюджет с профицитом

- Как Вы оцениваете исполнение регионального бюджета-2023 на фоне непростой экономической ситуации?

- Несмотря на все риски, связанные с санкционным давлением на РФ, исполнение областного и местных бюджетов осуществляется стабильно. Доходы областного бюджета утверждены на 2023 год в сумме 258,7 млрд рублей, в том числе, 205,6 млрд - это собственные доходы, 53,1 млрд - безвозмездные поступления. По состоянию на 1 августа в казну региона поступило 132,9 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, или 65% запланированного объема.

По итогам 7 месяцев текущего года есть снижение темпов поступления одного из основных бюджетообразующих налогов - налога на прибыль организаций. Налог поступил в объеме 64,2 млрд рублей, что на 9,7 млрд, или на 13,2%, ниже аналогичного показателя 2022 года.

Расходная часть областного бюджета по состоянию на 1 августа исполнена в сумме 151,1 млрд рублей, что на 16,1 млрд, или почти на 12%, выше аналогичного уровня 2022 года. В целом за 2023 год расходы бюджета региона планируются в объеме 292,2 млрд рублей, это - плюс 9,8% к 2022 году.

Доходы консолидированного бюджета области (с учетом местных бюджетов) на 2023 год планируются в объеме 307,8 млрд рублей, расходы - 346,4 млрд рублей. Инвестиционная активность в регионе сохраняется на высоком уровне, что позволяет прогнозировать стабилизацию ситуации по итогам года. В ближайшей перспективе положительное влияние на экономику региона окажет реализация проектов по строительству газохимического комплекса в городе Усть-Куте, алюминиевого завода в Тайшетском районе, создание картонного производства в городе Усть-Илимске и газохимического комплекса на базе Ковыктинского месторождения.

- Какова динамика НДФЛ, есть ли снижение?

- По итогам 2022 года поступления по налогу на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Иркутской области составили 81,8 млрд рублей, что на 12,8 млрд, или 18,5%, выше 2021 года. За 7 месяцев 2023 года поступления в консолидированный бюджет Иркутской области составили 49,5 млрд рублей, что на 6,2 млрд, или 14,3 выше 2022 года.

- Какой дефицит и объем госдолга сложился на 1 сентября 2023 года? В 2024 году регион продолжит умеренную бюджетную политику, направленную на сдерживание роста дефицита и госдолга?

- За 7 месяцев областной бюджет исполнен с профицитом, что связано, в основном, с несовпадением сроков поступления доходов в бюджет и сроков исполнения расходных обязательств региона. Государственный долг Иркутской области по состоянию на 1 сентября сложился в размере 21,2 млрд рублей.

Госдолг региона по объективным причинам в ближайшие три года в абсолютной сумме будет расти. При этом основной задачей нашей долговой политики является сохранение долговой нагрузки на экономически безопасном уровне - не более 30% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Мы берем внешние заимствования осознанно - под 0,1% и 3% годовых у государства. Рост госдолга региона обусловлен, в первую очередь, привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на инвестиционные проекты. Иркутская область классифицируется Минфином России как регион с высоким уровнем долговой устойчивости.

- Вы уже можете назвать основные параметры планируемого бюджета на 2024 год?

- Очередной бюджетный цикл осуществляется в условиях высокой степени неопределенности, нестабильного состояния экономики в связи с неустойчивой конъюнктурой сырьевых и финансовых рынков. Пока говорить о параметрах бюджета на 2024 год преждевременно, формирование главного финансового документа еще продолжается. В соответствие с бюджетным законодательством 25 октября проект областного бюджета будет внесен в региональный парламент.

- Планируется ли увеличение объема поддержки местных бюджетов из региональной казны в 2024 году?

- Вопрос межбюджетных отношений - очень непростой. Я могу привести просто цифры: в 2019 году межбюджетные трансферты муниципальным образованиям из областного бюджета составляли 31,9 млрд рублей. В 2023 году они составили 61,9 млрд рублей, то есть, выросли почти в два раза. Ну а областной бюджет в два раза не вырос за это время. Цифры - упрямая вещь. Правительство Иркутской области очень внимательно относится к проблемам муниципалитетов. Обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов, по-прежнему, остается одной из наших приоритетных задач. Если будет объективная возможность, увеличение объема поддержки в следующем году продолжится.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще