- Николай Иванович, одним из основных последствий кризиса можно назвать тотальное стремление к оптимизации затрат. Причем это коснулось практически всех структур, а не только участников рынка. К примеру, Совет народных депутатов Кемеровской области объявил, что на сегодняшний день является самым малозатратным законодательным органом в Сибири. За счет чего это было достигнуто?
- Действительно, оптимизация расходов в 2009 году приобрела очень большое значение как для компаний, так и для других структур. Наш депутатский корпус не стал исключением в этом вопросе. По сравнению с 2008 годом мы сократили расходы с 79 млн до 72 млн рублей. Однако отмечу, что, снижая затраты, нам удалось одновременно увеличить эффективность нашей деятельности.
Одной из основных статей расхода стало приобретение техники - деятельность совета в современных условиях требует оперативности в рассмотрении и решении проблем, что невозможно без использования современного оборудования и технологий. С прошлого года Совет народных депутатов перешел на электронный документооборот. Депутаты получают на электронных носителях все материалы к сессиям и депутатским слушаниям. С одной стороны, это существенно сократило затраты на бумагу и печать, а также доставку документов депутатам на территории, с другой - внедрение системы электронного документооборота позволило ускорить регистрацию, согласование и поиск документов, обеспечить выдачу поручений и заданий, а также организовать четкий контроль за их исполнением с помощью системы отчетов.
Хочется подчеркнуть, что и в 2010 году мы продолжим процесс оптимизации своих расходов. В частности, мы планируем снизить и затраты на телефонную связь - завершить работу по созданию внутренней телефонной связи (IP-телефония) между областным Советом и председателями городских и районных Советов, помощниками депутатов.
- В этом году была практически полностью изменена работа сайта Совета народных депутатов, была установлена электронная система голосования. Какие еще технические новшества были введены в прошлом году?
- В 2009 году мы полностью обновили наш сайт – www.sndko.ru. С его помощью стала возможной организация обратной связи с избирателями-пользователями Интернета и обеспечение открытости, общедоступности информации о деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области. На сайте организована трансляция заседаний Совета в режиме реального времени. Используя рубрики "Интернет-приемная", "вопрос-ответ", каждый посетитель, не выходя из дома, может обратиться с любым вопросом в адрес областного Совета.
В сентябре 2009 года установлена электронная система голосования депутатов. В здании Совета народных депутатов установлен информационный терминал, используя который, любой посетитель может получить всю базовую информацию о Совете и его структуре, часах и времени приема каждого депутата, а также направить официальное обращение в Совет. С информационного терминала доступны основные разделы официального сайта для тех людей, у кого нет доступа в Интернет.
Каждый первый понедельник месяца проводится "горячая линия" с избирателями по многоканальному телефону 8-800-555-41-42. Звонок является бесплатным, все вопросы, поступающие на "горячую линию", берутся на контроль и оперативно решаются. Кроме того, все депутаты ежемесячно проводят приемы избирателей на своих округах. Мы стараемся оперативно реагировать на все посылы, идущие от населения, предприятий, муниципалитетов.
- Еще одно влияние кризиса - работа депутатов третьего созыва стала более адресной. Предыдущий созыв так активно по территориям не ездил и столько собраний с представителями компаний не проводил. Насколько эффективен такой режим работы?
- Встречи с представителями предприятий и выезды на территории - одно из самых главных направлений работы законодательного органа в условиях кризиса. Можно сказать, что такой режим работы наиболее востребован для решения проблем, которые возникают у предприятий и мешают их работе, в том числе и на уровне региона.
Так, мы на месте разбирали ситуацию на "Гурьевском металлургическом заводе", одном из градообразующих предприятий, где в связи со снижением выпуска продукции было сокращено почти полторы сотни человек, еще 500 работников были переведены на 2/3 тарифной ставки. Активно работали на "Западно-сибирском металлургическом комбинате", когда руководством компании было принято решение о сокращении сотрудников. Мы встречались с представителями угольных и горнорудных компаний. Например, "Ровер", "Шахтоуправление "Анжерское" – предприятие ArcelorMittal, "Евразруда" - предприятие Evraz Group.
На мой взгляд, благодаря этому удалось сохранить стабильную работу предприятий.
Кроме этого, в текущем году мы старались по-иному выстроить взаимодействие с городскими и районными советами. Председатели этих советов принимали участие в сессиях областного парламента. В свою очередь, наши депутаты участвовали в городских и районных сессиях. Это позволило нам оперативно решать вопросы, выносить их на обсуждения в комитеты и для рассмотрения на сессиях. В этом году мы планируем продолжить работу в этом же направлении.
- В последнее время все чаще звучит такой термин, как "ручное управление". Власти активнее стали участвовать в жизни компаний, поддерживать их. В текущем году область неоднократно выступала в качестве поручителя по серьезным кредитам, предоставляемым компаниям. По вашему мнению, насколько продуктивна взаимосвязь законодательной структуры и бизнеса?
- Я подчеркиваю, что любые решения, которые приняты по компаниям, всегда обоснованы с экономической и политической стороны. Во-первых, прежде чем давать поручительство за ту или иную компанию, мы очень внимательно изучаем ситуацию на предприятии. Смотрим, является ли оно градообразующим, сколько человек на нем работает. Во-вторых, наши экономисты оценивают, есть ли в дальнейшем у предприятия перспективы рассчитаться с кредитом. Решение о поддержке предприятия принимается совместно с администрацией области.
Так, в прошлом году было принято решение о поручительстве по "Учуленскому цементному заводу" (ООО "УК Сибирская горно-металлургическая компания", г.Новокузнецк), который был бы альтернативной Мундыбашской фабрике. Что касается, к примеру, шахты "Анжерская-Южная", то мы учли, что на этом предприятии работает почти 1 тыс. человек, из них 80% живет в моногороде Анжеро-Судженск, и область пошла на предоставление шахте госгарантий по займу на 350 млн рублей.
- На прошедшем координационном совете Вы заявили о решении активизировать контрольную деятельность областного совета, и что эта работа будет проводиться в тесном взаимодействии с Контрольно-счетной палатой. Можно ли рассказать подробнее о сути этого решения?
- В этом году мы усилим контрольно-надзорные функции над выполнением областных программ. Практически везде, где мы проводим мероприятия с городскими и районными советами, с нами работает счетная палата. Так, совсем недавно мы участвовали в сессии Беловского городского совета, на которой был рассмотрен вопрос об эффективности организации отопительного сезона. Контрольно-счетная палата Кемеровской области проверила, какие средства были выделены и на что они были потрачены. В ходе сессии была дана оценка подготовке к зиме и расходованию денежных средств, как со стороны администрации города, так и управляющей компании.
В этом году комплексные проверки пройдут в шести территориях области - городах Белово, Осинники, Мыски, Анжеро-Судженск и районах - Промышленновском и Тисульском. Все замечания, выявленные в ходе проверки, будут на контроле у депутатов.
Проверки носят, в том числе, профилактический характер, чтобы выявленные замечания устранялись в рабочем порядке
- Нынешний созыв активно работает в направлении защиты детей – это и так называемый "тихий час", и обращения об ограничении мест реализации алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним, о возрастном ограничении продажи порнографической продукции. Какой следующий шаг?
- В декабре на 17-й сессии совета мы приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий защиту детей от распространения печатной, аудиовизуальной продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. На наш взгляд, принятие этого закона будет способствовать физической, духовной и информационной безопасности детей, оказанию помощи родителям в воспитании детей, их защите от негативной информации.
На предстоящей сессии мы примем областной закон, запрещающий реализацию и употребление насвая и курительных смесей. Для разработки законопроекта создана рабочая группа из специалистов областного департамента потребительского рынка и предпринимательства и комитета по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии совета народных депутатов.
Мы считаем недопустимым свободную продажу и распространение в Кузбассе такого вещества, как насвай. Статуса наркотического вещества у него нет, однако, как считают врачи, его употребление негативно воздействует на организм, особенно подростков, вызывая наркотическую зависимость. Поэтому лица, доставляющие насвай из стран Средней Азии, должны привлекаться к уголовной ответственности. В законопроекте будут предусмотрены жесткие меры в отношении как продавцов насвая, так и его потребителей.
Также в законе прорабатывается вопрос об ограничении оборота курительных смесей. С 22 января вступило в силу постановление правительства от 31 декабря 2009 года, согласно которому курительные миксы приравниваются к наркотическим веществам. Мы хотим ужесточить ответственность за их продажу на территории области.
В плане дальнейшей работы по законам и обращениям, касающимся детей и подростков, мы проанализируем, как они функционируют в действительности. В частности, закон о запрете продажи алкогольной и табачной продукции. Не исключено, что мы ужесточим ответственность за его несоблюдение. Сейчас это позволяет сделать Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем. Если раньше были сомнения, не навредим ли малому бизнесу, то с принятием антиалкогольной концепции такие "шатания" прекращены. Мы будем принимать меры вплоть до закрытия точек продажи ликероводочных изделий и пива.