Эксклюзив 22 сентября 2021 г. 15:18

Ректор ОмГПУ Иван Кротт:

"Миссия педуниверситета заключается, прежде всего, в подготовке высококлассных специалистов для школ"

"Миссия педуниверситета заключается, прежде всего, в подготовке высококлассных специалистов для школ"
Фото предоставлено ОмГПУ

В 2021 году министерство просвещения РФ в рамках программы "Учитель будущего поколения России" выделило около 5 млрд рублей на модернизацию инфраструктуры в педагогических вузах России. 155 млн рублей из этой суммы получил Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ). О том, на достижение каких целей будут направлены эти средства, о подготовке современных педагогов в существующих реалиях, о стратегической программе развития вуза, а также об особенностях приемной кампании этого года рассказал в интервью "Интерфаксу" ректор вуза Иван Кротт.

- Иван Иванович, не секрет, что сейчас в России стало уделяться достаточно пристальное внимание качеству современного образования, на модернизацию учебных заведений выделяются большие средства. В частности, ОмГПУ в рамках программы Минпросвещения была выделена федеральная финансовая поддержка в размере 155 млн рублей. Расскажите об этой программе и о том, для достижения каких целей предназначены эти средства.

- Действительно, Минпросвещения России сейчас стало намного активнее заниматься педагогическими вузами, обратив, в том числе, внимание на то, что за последние несколько лет материально-техническая база педвузов сильно устарела. Вы же знаете, что сейчас в рамках нацпроекта "Образование" строятся новые школы с совершенно иным материально-техническим оснащением, нежели было раньше. Ведется и модернизация старых школ, в них открываются "Точки роста", кванториумы и т.д. Причем в этом плане уже даже нет большой разницы между городскими и сельскими школами, и в городе и в селе эти процессы идут параллельно.

Между тем, педагогические вузы в этом направлении за последнее десятилетие сильно отстали. Эта проблема была обозначена ректорами на самом первом совещании с министром просвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым, потому что действительно это была довольно наболевшая тематика. И министерство просвещения обратило на это внимание, понимая, что каждому выпускнику, который идет в современную школу, необходимо обладать не только определенными теоретическими знаниями, но он должен также быть подготовлен и в практическом плане - быть готовым к работе вот с этим современным оборудованием, которым сейчас располагают школы. Поскольку реалии очень стремительно меняются - соответственно, и компетенции выпускников также должны адаптироваться под вызовы времени. Коль скоро внешняя среда стала другой, педагогическому вузу также необходимо модернизировать свою университетскую инфраструктуру для того, чтобы наш студент эти современные элементы учебного лабораторного оборудования видел не на практике в школе, а знакомился с ним уже здесь в вузе и шел в школу более подготовленным.

В результате министерством была утверждена программа развития педагогических вузов до 2024 года, одной из основных задач которой стала модернизация их материально-технической базы. В этом году в рамках программы "Учитель будущего поколения России" педвузам доводится 5 млрд рублей (и на следующий год столько же) - на создание так называемых технопарков универсальных педагогических компетенций. Это такое насыщенное современным оборудованием пространство для организации образовательного процесса внутри вуза. Акцент сделан на естественнонаучные дисциплины, т. к. "Точки роста" в школах также создаются с естественнонаучным уклоном - биология, химия, ОБЖ, технология, физика, IT-технологии, искусственный интеллект.

Сказать откровенно, материально-техническая база в этом треке организации подготовки специалистов последний раз у нас системно обновлялась еще в 1980-х, начале 90-х годов. У нас есть еще здесь лабораторное оборудование по физике, химии и ряду других направлений, которое было предоставлено еще министерством просвещения РСФСР, когда сдавался главный корпус. Теперь это уже, конечно, музейные экспонаты. Хотя оборудование работает до сих пор, и студенты выполняли на нем лабораторные работы. Нет, конечно, какое-то современное оборудование, расходные материалы покупались, но не так комплексно, не так системно.

К слову, в этом году Минпросвещения запускает и другой проект - это педагогический кванториум, направленный на модернизацию, переформатирование тех направлений подготовки, которые связаны с цифровыми технологиями. Педагогический кванториум позволит студентам знакомиться с новейшим учебным оборудованием и овладевать современными педагогическими технологиями в университете. На будущий год, либо через год мы планируем принять участие и в этом конкурсном отборе. Я очень надеюсь и даже уверен, что совместная работа в коллективе позволит нам достойно заявиться и оказаться в числе победителей, и мы создадим у себя также педагогический кванториум с таким же современным пространством.

- Вы уже приступили к созданию технопарка?

- Конкурсные процедуры продолжаются, уже начались ремонтные работы. Сам технопарк будет располагаться в семи аудиториях на втором и третьем этажах в главном корпусе, это будут учебно-лабораторные кабинеты со всем современным оборудованием, посвященные и альтернативной энергетике, и IT-технологиям, робототехнике, рентгенографии, физике, химии, биологии. По срокам контракта все это должно завершиться к концу декабря, и мы надеемся, что уже с января студенты смогут приступить к занятиям.

- Я правильно понимаю, что создание технопарка - это не только ремонт, обновление мебели и покупка оборудования? Вам ведь предстоит каким-то образом адаптировать под это и образовательный процесс?

- Конечно. И мы готовы к этому. Мы уже сейчас занимаемся перестройкой образовательных программ с учетом использования нового оборудования. Одна из задач направлена на повышение квалификации преподавателей, под это оборудование мы начали продумывать заказ тем выпускных квалификационных работ для студентов, чтобы работодатели нам определили тематику, которая будет актуальна и востребована для современных школ, для региональной системы образования в рамках преподавания тех или иных дисциплин. Это такой системный подход.

К слову, помимо прочего по поручению Минпросвещения в рамках технопарка у нас будет выстраиваться тесное взаимоотношение с обществом "Знание" и историческим парком "Россия - моя история". Так получилось, что педуниверситет всегда тесно сотрудничал и с теми и с другими, а омское отделение общества "Знание" стало базироваться в ОмГПУ. Перед нами ставится задача вовлекать сюда не только студентов, но чтобы в вуз приходили и школьники на разные активности, потому что одна из целей Министерства просвещения - создание в регионах психолого-педагогических классов для того, чтобы в педвузы шел мотивированный абитуриент и в результате еще более мотивированный специалист выходил из этих стен по итогам обучения. Ведь основная миссия педуниверситета заключается, прежде всего, в подготовке высококлассных специалистов для школ. Понимая эту ситуацию, мы на протяжении ряда лет создаем психоло-педагогические классы, в этом году по данному направлению мы выпустили около 70 человек. Сейчас ребята с нетерпением ждут появления технопарка, потому что те мероприятия, которые мы проводили на базе вуза, теперь будут проходить в совершенно новом образовательном пространстве.

 

- Если говорить в целом о программе стратегического развития университета, то на каких направлениях своей деятельности вы концентрируете свое внимание?

- В 2020 году мы совместно с трудовым коллективом подготовили пятилетнюю программу развития университета, в которой прописаны ключевые направления по различным сферам, приоритетным для развития вуза. Это, конечно же, и образовательный трек, это переформатирование образовательных программ для подготовки специалистов с учетом современных вызовов. Понимаете, мы же университет педагогический, основной костяк студентов у нас обучается по педагогическим направлениям, но наш приоритет, наш аргумент для конкурентоспособности - это и большой пласт непедагогических специальностей. Например, у нас готовят философов. Не учителей философии, а именно философов. У нас есть художники. Не учитель ИЗО, не учитель технологии, а - монументальное искусство, дизайн и так далее. По отдельным направлениям мы единственные в регионе, по некоторым у нас есть другие вузы, которые составляют нам конкуренцию. Поэтому одно из направлений нашей стратегии развития - это модернизация образовательного процесса, создание индивидуально-образовательных траекторий, индивидуального маршрута студента. Мы обновляем спектр курсов для студентов, чтобы у них была возможность выбора и чтобы эти курсы были современными.

Большое внимание стараемся уделять развитию IT-технологий. Собственно, электронно-образовательная среда в вузе создавалась давно, еще с 1980-х годов, и это, можно сказать, спасло нас в условиях пандемийных ограничений. К слову, в прошлом году мы одними из первых в регионе перешли на дистанционный формат. Поэтому одним из стратегических направлений в рамках трансформации образовательного процесса для нас стала и цифровизация, то есть адаптация учебных программ, направлений подготовки к современным вызовам.

Предусмотрен стратегией и вопрос повышения научных компетенций. Мы перестраиваем систему и стимулирование научной деятельности, систему поддержки молодых кадров. Нужно сказать, что сейчас достаточно непросто найти мотивированного ученого, у нас, к счастью, такие есть, и мы очень рады тому, что вчерашние студенты заканчивают аспирантуру и остаются работать в вузе. Хотелось бы, чтобы их было больше.

Еще один важный аспект нашей стратегии - формирование социальной активности студентов. Это все то, что связано с воспитательной деятельностью, с самоуправлением и самореализацией студентов. Это и волонтерские, и патриотические направления, самодеятельность и т.д.

Большое внимание уделяем и так называемой "третьей миссии" университета. Наши студенты и преподаватели принимают активное участие в различного рода мероприятиях, начиная от общественно-просветительских и культурно-массовых и заканчивая даже уборкой территории, взаимодействуя и с администрацией города Омска и с правительством Омской области. Задач мы ставим перед собой много, по некоторым из них даже взяли на себя повышенные обязательства, но надеюсь, что справимся. В конце концов, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

- Как в этом году прошла приемная кампания? Не пришлось ли вам испытывать каких-либо проблем с набором в связи с тем, что документы подавались дистанционно?

- Нет, никаких проблем мы не испытывали. Даже напротив. В этом году в приемную комиссию поступило 17 тысяч заявлений. Для сравнения - год назад их было чуть больше 8 тысяч. Количество бюджетных мест у нас в этом году добавилось, но своих полторы тысячи первокурсников на бакалавриат и магистратуру мы набрали безболезненно. Если в прошлом году из-за начавшейся пандемии нам пришлось делать многое, что называется, "с колес", то теперь этот опыт мы уже изучили. Была смешанная система приема. Документы можно было как принести лично, так и подать дистанционно. Причем каналов подачи было предусмотрено сразу несколько. Наши "айтишники" создали на сайте ОмГПУ "Личный кабинет абитуриента". Минобрнауки, со своей стороны, запустило федеральный сервис "Поступай в вуз онлайн", к которому мы также подключились. Документы присылали, в том числе, и Почтой России. Поэтому, вот вы знаете, худа без добра не бывает. Если прежде вариант для выпускников школ был только один: приехать лично и подать, то сейчас возможности для поступления расширились. Как следствие расширилась и "география" абитуриентов. В том году к нам достаточно активно подавались документы, в том числе и из отдаленных регионов, что раньше было редкостью: Курганская область, Кузбасс, Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Крым.

Раньше могли возникать вполне обоснованные сомнения - поехать или не поехать в город Омск откуда-нибудь из Кемеровской области или из Ямало-Ненецкого автономного округа. И логистика у нас не везде хорошая, да и для семей абитуриентов это требовало определенных затрат. Нужно было съездить, подать заявление, какое-то время здесь побыть, дождаться результатов и так далее. Сейчас абитуриент нажал кнопку - вот они, рейтинговые списки. Мы должны обновлять их не реже пяти раз в сутки. Он видит свое движение, он может менять решение: здесь подать согласие, там отозвать. Экзамены же сейчас не сдают, по результатам ЕГЭ в основном принимают, если, конечно, не предусмотрены какие-то внутренние профильные испытания. Так что в этой ситуации, я считаю, все-таки немало и своих плюсов.

В этом году на 16% увеличилось количество поступивших в рамках целевого обучения. Кроме этого, произошло увеличение среднего балла поступивших на очную форму обучения - 67,2%. Также отмечу, что за последние несколько лет был возобновлен набор по программам магистратуры в рамках целевого обучения по направлениям подготовки: "Социальная работа", "Психолого-педагогическое образование", "Профессиональное обучение" и "Педагогическое образование".

- А как с иностранными студентами?

- Похожая картина. Мы все-таки приграничная территория, и традиционно основной костяк иностранных абитуриентов у нас составляли граждане Казахстана. Сейчас намного активнее стали поступать из Узбекистана, Киргизии, Белоруссии. Я имею в виду бакалавриат.

Если говорить о дополнительном образовании, то тут география еще шире - Япония, Корея, Германия, Испания, Австрия и так далее. Например, у нас достаточно востребован курс страноведения, особенно летняя, зимняя школы русского языка. Но вот по высшему образованию, по бакалавриату, у нас обучаются в основном единичные студенты по обмену. Раньше их было больше, теперь, по понятным причинам, чуть меньше.

- Насколько мне известно, сейчас большой популярностью у абитуриентов пользуется магистратура.

- Магистратура у нас всегда была востребована. В ОмГПУ имеется центр магистерской подготовки, который в этом году отметил юбилейную дату. Первый выпуск магистров у нас состоялся еще в 2001 году. Магистерские программы у нас есть фактически на каждом факультете. Дело вот в чем. Магистерские программы двухгодичные, и поэтому их достаточно легко адаптировать к требованиям времени. Магистратура более пластична и вариативна, нежели бакалавриат. И мы каждый год стараемся их корректировать, понимая запросы абитуриентов, что-то видоизменяем по содержанию, добавляем практикоориентированности и т.д. Абитуриент ведь сейчас стал очень требовательный. Вот он приходит к нам и спрашивает, мол, уважаемые, после того, как я эту программу закончу, собственно, кем я буду, что у меня будет написано в дипломе и как это будет соотноситься с той сферой деятельности, в которой я собираюсь профессионально реализоваться? Вот под эти запросы мы и подстраиваемся, словом, стараемся идти в ногу со временем.

Магистратура, кстати заметить, очень востребована как раз нашими коллегами из Казахстана. У них российские магистерские программы котируются очень высоко, как и качество нашего образования в целом. К тому же пройти обучение у нас доступнее, чем в Казахстане.

- А какие факультеты, какие образовательные программы сейчас пользуются у ваших абитуриентов наибольшей популярностью?

- Традиционно в приоритете со стороны поступающих у нас факультет иностранных языков. Понятно, что большим спросом сейчас пользуются IT-технологии, прикладная информатика и так далее. Востребован истфак. На факультете искусств пользуется большой популярностью кафедра дизайна, монументального и декоративного искусства. Весьма популярны начальное дошкольное образование, логопедия, коррекционная психология, коррекционная педагогика, дефектология. А кроме этого, третий год у нас колоссальным спросом пользуется русский язык и литература, причем туда поступают и на коммерческой основе.

- Сообщалось, что минувшим летом ваши студенты-историки совместно с учеными Института истории и археологии Уральского отделения РАН участвовали в раскопках кургана, относящегося, если не ошибаюсь, к саргатской культуре эпохи раннего железного века. Удалось найти что-либо интересное?

- Начну с того, что омский педуниверситет всегда славился очень сильной научно-ориентированной исторической школой, и в археологических раскопках наши студенты участвовали всегда. Как в Омской области, так и за ее пределами. Было время, когда университет отправлял одновременно четыре-пять археологических отрядов. Я сам выпускник истфака и с удовольствием на такие практики ездил.

Между тем, несколько лет назад учебные планы для педагогического образования были скорректированы, после этого археологические практики хотя и остались, но уже не в таком большом объеме. Некоторые практики были прописаны в образовательном стандарте, и мы проводили их за счет федеральных средств. Этнографические практики у филологов, музейные у художников, профильные практики у географов, биологов. Но вот некоторые практики вуз был вынужден организовывать за свой счет. В том числе и археологические. Два года назад мы обсуждали совместную деятельность в этом направлении с рядом различных научных организаций. Так получилось, что у нас в Горьковском районе неподалеку от села Новопокровка есть так называемая долина царских курганов. Об этом, в общем-то, было известно давно, но раскопками здесь целенаправленно еще никто не занимался. Специалистам с Урала эта тематика показалась интересной, к тому же у них оказались выходы на коллег из Германии, которые занимаются этим же археологическим периодом. Причем немцы готовы были приехать сюда уже в прошлом году, но из-за пандемии исследования пришлось отложить. И вот в этом году организовать раскопки одного из курганов все-таки удалось. Это был совместный проект с участием ряда научных структур: нашего университета, института истории и археологии Уральского отделения РАН, Русского географического общества, по линии которого мы, к слову, привлекли даже Омский бронетанковый институт.

Тому, что проект состоялся и наши студенты побывали на археологической практике, мы, конечно, безумно рады. Они не по учебнику посмотрели, как организуются раскопки, а сами принимали в них непосредственное участие. Где шурфы закладывали, где бровку правили, где раскоп делали. Это же, поймите, не просто лопатой покидать на отвале. Это и фотофиксация, и полевой дневник, масса других вещей. Опять же, познакомились с современными технологиями. Археология ведь тоже очень быстро прошла этот путь цифровизации. Здесь был специалист, который как раз всеми этими цифровыми вещами занимается, 3D-моделированием и так далее. Был почвовед, были такие специалисты, которые на качественно новом уровне проводили первоначальный анализ и обработку археологического материала. Многое из того, что увидели здесь ребята, раньше у нас попросту не делалось.

- А сами они остались довольны?

- Еще бы. Судите сами. Практика была две недели, и после ее окончания больше половины ребят решили остаться. Приезжали и студенты с других курсов, магистранты и даже выпускники. Кроме всего прочего, это же еще и романтика. Палаточный лагерь, костер, песни под гитару. Администрация Новопокровки выделила под лагерь живописнейшее место на берегу Иртыша. Разместились отлично, в современных палатках, с душевыми кабинами, баней.

Правда, археологи установили, что царский курган, на котором велись работы, ранее подвергался разграблению. Судя по характерным признакам, произошло это еще около сотни лет назад. Но там еще около 40 курганов больших и малых. Поэтому все участники единодушно высказались в пользу того, чтобы продолжить здесь исследования и в следующем году. Мы же, со своей стороны, рассчитываем направить сюда уже не один отряд, а сразу несколько.

- Этим летом ОмГПУ заключил контракт с региональным Минприроды на проведение научных исследований объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Омской области. Расскажите немного об этом.

- Знаете, существующая Красная книга Омской области - это сугубо история пединститута и педуниверситета. Еще с 1990-х годов наши ученые, биологи и экологи факультета тогда химико-биологического, теперь это факультет естественнонаучного образования, двигались в этой тематике. То есть фактически Красная книга Омской области, которая имеет место быть - продукт деятельности научной школы, которая сформирована в педагогическом университете. Понятно, что с течением времени данные в ней должны обновляться. Флора, фауна ведь со временем меняется, тут и экологические вещи сказываются и ряд других, что-то в книгу вносится, что-то убирается. Минприроды объявило конкурс, в нем участвовал и педуниверситет, и так как мы имеем определенный научный задел, имеем высококлассных ученых в этой специализации, то и оказались победителем этого конкурса. И вот сейчас как раз ученые факультета естественнонаучного образования выполняют эти исследования.

Конечно, для нас это очень важный проект - как с точки зрения науки, так и с точки зрения профессионального развития наших коллег-преподавателей, повышения их экспертности. Это хоть и не педагогическое направление, но мы, конечно же, заинтересованы в повышении квалификации наших коллег.

Еще один важный аспект заключается в том, что преподаватели в рамках своей научно-исследовательской деятельности будут не только рассказывать об этом студентам, но и вовлекать их в сам процесс. Такие вещи очень мотивируют студентов.

Я уже упомянул о том, что в рамках существующей стратегии развития вуза мы уделяем значительное внимание повышению научных компетенций наших преподавателей, стимулированию их научной деятельности. Любой преподаватель должен заниматься наукой. Тогда он будет востребован и студентами. Знаете, может быть, на каком-то этапе мы и хотим этого избежать, устаем или еще что-то, но в этом случае появляется опасность того, что мы перестанем быть интересными студентам. Между тем, в нашей системе образования яркий пример личности преподавателя - лучше любого финансирования. Если студент видит в глазах живой интерес, погруженность в те проблемы, которые он изучает, он и сам начинает увлекаться. Свои научные проекты (как в рамках внутренних грантов в педуниверситете, так и с внешними партнерами) у нас реализуют историки, биологи, филологи, физики и другие. В текущем году будет реализованы два научных исследования по заказу Министерства просвещения РФ. Математики ведут разработку методики обучения математике в образовательных организациях с использованием различных моделей смешанного обучения. Филологи реализуют проект "Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования". Также в вузе проводятся фундаментальные научные исследования, которые получили поддержку от РФФИ. Ученые ведут разработку физических основ сверхширокополосного диэлектрического метода исследования петрофизических свойств нефтесодержащих пород.

- Не могу напоследок не задать несколько вопросов, связанных с пандемией. Этот учебный год вы начали в очном формате?

- Да, в очном, но с элементами смешанного обучения. В соответствии с теми нормативно-правовыми документами, которые разослало всем вузам, независимости от их подведомственности, Министерство образования и науки. Конечно, в каждом регионе ситуация индивидуальная, но общие критерии в документах обозначили. У нас на дневных отделениях очной формы обучения лекции, семинарские и лабораторные занятия будут проходить в аудиториях. В то же время поточные лекции с числом студентов более 50 человек или лекции для разных факультетов мы проводим онлайн. Заочники также проходят обучение только дистанционно.

С точки зрения санитарных требований, имея опыт прошлого года, мы, конечно, подготовились. Университет обеспечен санитайзерами, рециркуляторами и т.д. Термометрия, плавающее начало занятий, разведение потоков - факультеты уже знают, кто с какой стороны заходит, чтобы не было скопления народа.

- А что касается вакцинации? Насколько активно приняли участие в прививочной кампании сотрудники и преподаватели? И не вводились ли в вузе какие-то ограничения для студентов, не имеющих прививки?

- Если говорить о сотрудниках и преподавателях университета, то на начало учебного года мы имели показатель уже больше 60%. Не буду скрывать, что есть у нас такие коллеги, кто категорически отказывается от вакцинации. Но таких, нужно сказать, единицы. Кто-то не ставит прививку по медотводу, но это другая история.

Основная масса университетских работников все же осознает риски этого заболевания. И если, скажем, к июню у нас было вакцинировано всего человек 70-80, то уже в июле ректорат буквально засыпали просьбами помочь организовать вакцинацию. Сейчас мы сотрудничаем с тремя поликлиниками. Медики выезжают прямо сюда, вакцинируют преподавателей по спискам, некоторые при этом даже приводят своих родственников. Так что работа ведется, и я не скажу, чтобы в этом плане у нас могли возникнуть какие-то трудности.

Что же касается студентов, то каких-то жестких требований по этой части к ним нет. Даже Минобрнауки четко указывает на то, чтобы мы не препятствовали появлению в университетском кампусе студентов, которые не вакцинировались. Но при этом и Роспотребнадзор, и наш учредитель просит вести с обучающимися разъяснительную работу. Тем более, что для педвузов это особенно актуально. Так или иначе, часть нашей учебной деятельности связана со школами, скоро у студентов начнутся практики, а значит, им придется контактировать со школьниками. Сдвинуть практики мы не можем, как и проводить их онлайн. Поэтому будем стараться убедить студентов проявить свою гражданскую позицию и привиться.

Конечно, мы рассчитываем на то, что за время каникул многие ребята поддержали общую тенденцию и вакцинировались. Потому что к окончанию прошлого учебного года у нас таких было очень немного, порядка сотни человек.

Студенты-иностранцы в соответствии с предъявляемыми требованиями допускаются к учебе при наличии ПЦР-тестов.

- Каким вы видите следующий год? Что он вам принесет?

- Нынешний год предшествует нашему 90-летнему юбилею. ОмГПУ готовит программу празднования этой большой даты. На будущий год у нас много интересных проектов, реализацию которых мы планируем вместе с выпускниками вуза разных лет.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще