На новом этапе развития Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) сделал акцент на развитии научных компетенций. Ректор университета Виктор Власов рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о наиболее важных исследованиях в интервью, приуроченном ко Дню российской науки.
- Виктор Алексеевич, расскажите об основных направлениях научной деятельности университета, на какие сферы делаете упор?
- В ТГАСУ сложились и успешно действуют 17 научных направлений и школ. Мы занимаемся созданием новых строительных материалов и конструкций, проектированием архитектурно-строительных систем, проблемами дизайна городской среды в исторических городах, архитектурой и реставрацией наследия, изучаем историю народов Сибири.
Особое внимание, естественно, уделяем задачам, связанным со строительным комплексом. В этой части основные направления фундаментальных исследований - материаловедение и моделирование строительных конструкций. Прикладные исследования ориентированы на разработку современных строительных материалов и технологий их производства, современных систем жизнеобеспечения. Относительно новые направления - экономика строительства и проблемы жилищно-коммунального комплекса.
Отвечая современным требованиям к цифровизации экономики в целом и строительной отрасли в частности, развиваем BIM-технологии (Building Information Modeling) в проектировании. Эти технологии предполагают, что объект проектируется как единое целое, а изменение какого-либо параметра будущего здания автоматически изменяет все связанные с ним элементы, в том числе чертежи, спецификации, графики производства работ, сметы и другое. В общем, наша наука идет в ногу со временем.
Создан портфель научно-технических услуг университета, включающий в себя различные виды проектных работ, обследования и испытания материалов и конструкций, экспертизы, реконструкцию и реставрацию памятников архитектурного наследия, разработку нормативной документации и многое другое. Всего в этом портфеле более 70 видов услуг. В прошедшем году мы впервые провели ряд работ по новым направлениям: разработали проектную и рабочую документацию на капитальный ремонт мостового перехода через реку Cуйга, разработали проект изменений в генеральный план Асиновского городского поселения. Это не новая работа для рынка, но она открывает новые перспективные направления для университета, которыми раньше мы не занимались.
- Вуз обладает богатой научной инфраструктурой. Как вы планируете ее обновлять и развивать?
- Научная инфраструктура ТГАСУ насыщена специализированным испытательным оборудованием, в том числе уникальным для России. У нас есть приборы для акустических измерений всех диапазонов для оценки звукоизоляции помещений; климатические установки для измерения воздухопроницаемости, влажности. Есть специальные помещения для испытания строительных изделий на сопротивление холоду, теплу, влажностью, солнечным светом. Разумеется, есть и приборы для измерения прочности, твердости, нагрузок на разрыв, растяжение и сжатие, в том числе и в динамическом режиме. Есть и высокоскоростные камеры, сканирующий электронный микроскоп и дифрактометр.
Наша задача - максимально увеличить время полезного использования оборудования. В настоящее время мы планируем модернизацию лаборатории дорожных одежд для увеличения ее возможностей на рынке профильных научно-технических услуг.
- Какие разработки удалось внедрить за последний год? Уже более года для страны актуальной является тема освоения Арктики. Поймал ли ТГАСУ эту "волну" и ведет ли разработки по данной тематике?
- Наш университет постоянно старается искать перспективные ниши для развития и применения нашего интеллектуального потенциала в строительной индустрии, мы не боимся сложных задач. Развивается перспективное направление по применению композитных материалов (стеклокомпозитная и углекомпозитная арматура, углекомпозитные ламели и др.) в строительных железобетонных и металлических конструкциях для армирования и усиления. Использование композитных материалов позволяет устранить ряд неблагоприятных свойств, характерных для металлической арматуры: коррозия, высокая теплопроводность, масса и другие.
Что касается Арктики - ТГАСУ проводит исследования прочностных характеристик бетонов различных составов в зависимости от температур и условий прогрева. Мы получили грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и у нас уже появились интересные результаты по применению глиоксаля в бетонах: разработаны комплексные модификаторы бетонной смеси, которые повышают прочность и морозостойкость бетона, что важно для условий Арктики и даже перспективного строительства в космосе. Впрочем, особенности последних зим в нашей области и в целом в России, да и за рубежом, в том числе в США, убеждают, что вопросы морозостойкого строительства крайне актуальны. Отличительная особенность разрабатываемых составов - сокращение издержек на тепловлажностную обработку, соответственно и снижение стоимости изделий.
- Насколько активно студенты участвуют в научной деятельности? Как их удается заинтересовать?
- Все начинается практически с первого курса в рамках участия в научно-технических конференциях, проводимых в университете. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой в рамках освоения образовательной программы. Многие из них продолжают заниматься исследованиями, для поддержки которых в ТГАСУ действуют коворкинг-центр и архитектурно-строительный бизнес-инкубатор. Для координации взаимодействия используется система Flamingo, где студенты получают оповещения о предстоящих мероприятиях, конкурсах, могут составлять свое портфолио. Многие студенты активно проявляют свои профессиональные и творческие навыки, на безвозмездной основе принимая участие в проекте "Живая лаборатория", участвуя и побеждая в международных архитектурных конкурсах (Inspireli Awards 2017, Isower 2018, BI Group Architect Awards).
Для поддержания заинтересованности у нас развита система материального стимулирования: ежегодно проводятся конкурсы "Лучший студент", конкурс на получение повышенной стипендии за достижения в научной деятельности, конкурс на получение стипендии Ученого совета ТГАСУ, стипендия имени член-корреспондента РААСН Копаницы. Оказывается поддержка оформления документов на стипендии президента РФ и правительства РФ, областные и городские конкурсы. По удельному числу побед в таких конкурсах ТГАСУ в числе лидеров среди российских вузов.
- Как ТГАСУ развивает научное сотрудничество с другими томскими университетами, вузами России и мира?
- Ключевым принципом в сфере сотрудничества с другими организациями в ТГАСУ стало фактическое взаимодействие. Нас не интересуют договоры о сотрудничестве, подготовленные для галочки. В 2018 году у ТГАСУ появилось 24 новых партнера, включая 16 коммерческих организаций, с каждым проведены совместные мероприятия, из которых 11 прошло на базе университета. В их числе нидерландские учреждения: университеты IHE-Delft и Твенте, архитектурные бюро LEVS и SVP Architectuur en Stedenbouw Amersfoort, дизайн-бюро Biryukovadesign. Также мы работаем с фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) группы РОСНАНО, германской компанией Innovent и с другими.
- Часто можно услышать фразу о том, что в России и, в частности, в Сибири приходится часто ремонтировать дороги из-за климата? Действительно ли это так и неужели невозможно создать и внедрить технологию изготовления дорожного покрытия, пригодного для наших климатических условий?
- Прежде всего, стоит сказать, что любая разработанная технология дает однозначный положительный результат только тогда, когда она реализована в строгом соответствии со всеми требованиями к ней. В случае дорожного строительства необходимо соблюдать СНиПы, требования к водоотводу, грунтам, рельефу.
Действительно, часто говорят о том, что в скандинавских странах или в Канаде при схожем климате дороги служат дольше. Но проблема российских дорог не только в низкой температуре зимой. Важнейшее значение имеют основание дорожной одежды, условия грунта. В скандинавских странах грунт преимущественно скальный, у нас в Томской области - глинистый, причем один из самых неудобных - монтмориллонит. Данный минерал обладает способностью к сильному набуханию и имеет высокую сорбционную способность. Дело в том, что кристаллическая решетка у него в виде гармошки - при попадании влаги она увеличивается до 180 раз. Весной и осенью эта гармошка начинает "играть". Основание дорожных одежд (местный щебень) при этом тоже не выдерживает сильных нагрузок.
Условия, влияющие на строительство дорог, должны быть учтены в нормах проектирования, отталкивающихся от карты дорожно-климатических зон с единым набором параметров. В советское время вся территория огромной страны была разделена на пять зон, и Томская область попала в одну зону с Москвой, Нижним Новгородом, Тюменью, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом, Вильнюсом, Киевом, Минском. При этом нам с вами совершенно понятно, что и геологические условия, и климат у нас разные.
Сеть автодорог Томской области сформирована в основном в 1980-х годах, когда действовали старые нормы. Для решения этой проблемы на территории Томской области в ТГАСУ разработана карта Западной Сибири, включающая 112 дорожных районов, у которых параметры соответствуют реальной ситуации и хорошо подходят для проектирования.
Еще одним способом оценить технические решения на практике в 2019 году станет "экспериментальный километр", на котором будет испытаны составы асфальтобетона с небольшим добавлением цемента в основания дорожных одежд.
- Давайте вернемся к поводу нашей встречи, ко Дню российской науки. В Томске мероприятия были отложены из-за суровых морозов и эпидемии гриппа. Как и когда университет будет отмечать праздник?
- ТГАСУ запланировал несколько мероприятий в рамках "Недели науки Томской области". На площадке университета будет проведена выставка научных и инженерных разработок школьников, студентов и молодых ученых "Наука: открытый формат". На данный момент подано более 50 заявок. Во втором корпусе ТГАСУ будет работать выставка научных фотографий, а ведущие и перспективные ученые примут участие в торжественном заседании, посвященном Дню науки. Кроме этого, наши специалисты участвуют в качестве экспертов в мероприятии Science Talent Network. Все мероприятия ожидаются на две недели позднее запланированного ранее срока - 18-24 февраля.