Сибирь / Эксклюзив 2 марта 2009 г. 14:11

Вице-губернатор Алтайского края В.Ряполов: "В сложившейся обстановке одной из главных задач является обеспечение предприятий заказами"

Вице-губернатор Алтайского края В.Ряполов: "В сложившейся обстановке одной из главных задач является обеспечение предприятий заказами"

- Виталий Андреевич, как Вы оцениваете существующую ситуацию в промышленной отрасли Алтайского края? Насколько глубоки кризисные явления?

- По результатам первого месяца текущего года можно судить обо всей глубине кризисных явлений в экономике. Согласно оперативным данным, индекс промышленного производства (ИПП) РФ в январе составил 84%. А ИПП в Алтайском крае выше на 3 процентных пункта, то есть, (составляет) - 87%. Это на уровне среднего показателя ведущих промышленных регионов Сибирского федерального округа, где в лидерах с индексом 91,9% находится Красноярский край, за ним расположилась Новосибирская область - 90,7% и Томская область - 90,4%. В Кемеровской и Омской областях ИПП 82% и 81,8% соответственно.

На Алтае отрицательная динамика отмечена по каждой из трех групп видов экономической деятельности. В добыче полезных ископаемых - вследствие серьезного падения объемов производства нерудных материалов - ИПП опустился до 70,8%, в обрабатывающих производствах данный показатель составил 83,2%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 90,8%.

Стоит отметить, что в обрабатывающих производствах индекс мог быть еще ниже, но оправдался прогноз администрации края, согласно которому кризис менее всего сказывается на предприятиях, ориентированных на выпуск продукции для массового потребителя. В первую очередь, это касается производства пищевых продуктов, где во многом за счет начала работы ООО "Алтайский бройлер", индекс промышленного производства составил 119,6%. Помимо этого, рост отмечен в текстильном и швейном производстве - 128,3%.

В остальных же секторах промышленности обстановка в январе была очень сложной. В режиме полной или частичной остановки производства находился ряд предприятий: ОАО "Алтай-кокс", ОАО "Алтайвагон", ОАО ХК "Барнаултрансмаш", ОАО ПО "Алтайский моторный завод", ООО "Алттрак" и другие.

Работа, проводимая предприятиями с участием управления Алтайского края по промышленности и энергетике по снижению негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса, начала, на наш взгляд, приносить первые, хоть и маленькие, положительные результаты.

С начала февраля ОАО "Алтай-кокс", благодаря разработанной и реализуемой головным предприятием антикризисной программе, получило возможность значительно увеличить объем производства и отгрузки кокса. Частично возобновили работу ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод", ОАО "Бийский котельный завод", ОАО "Барнаульский завод АТИ", ОАО ПО "Алтайский шинный комбинат".

Это позволяет делать предварительные прогнозы по индексу промышленного производства в январе-феврале текущего года на уровне, близком к 90% к соответствующему периоду 2008 года.

- Какие ресурсы намерена использовать администрация для противодействия кризисным явлениям?

- Созданная под моим руководством подгруппа по мониторингу деятельности социально значимых предприятий региона в составе межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края, возглавляемой губернатором Александром Карлиным, осуществляет ежедневное отслеживание ситуации на предприятиях.

В сложившейся обстановке одной из главных задач является обеспечение предприятий заказами, наличие которых позволило бы запустить производство. Именно в направлении поиска перспективных заказчиков и идет сейчас основная работа.

В декабре 2008 года на совещании у заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина было принято решение предоставить транспортным компаниям-операторам долгосрочные кредиты на закупку подвижного состава. Для нас это решение означает гарантированный сбыт ОАО "Алтайвагон" 11 тыс. вагонов на общую сумму 17 млрд рублей. Поставки будут осуществляться компаниям: ООО "Юрганз", ЗАО "Евросиб СПб-Транспортные системы", ООО "ЗапСиб-Транссервис", ОАО Холдинговая компания "Новотранс", ООО "Фирма "Трансгарант", ОАО "СДС-Маш".

В январе договоры между ОАО "Алтайвагон" и транспортными компаниями на изготовление указанного количества вагонов были подписаны. Ждем выделения средств со стороны правительства РФ. Кроме того, решен вопрос об открытии Алтайским банком Сбербанка РФ кредитной линии предприятию на 1 млрд рублей на развитие производства.

Также в январе при посредничестве администрации края состоялся ряд переговоров с партнерами из ближнего зарубежья о поставках продукции алтайских машиностроительных предприятий. В частности, рубцовских тракторов - в среднеазиатские страны, двигателей ОАО ХК "Барнаултрансмаш" - в Белоруссию и др.

Параллельно ведется работа с банковским сектором по кредитованию промышленных предприятий. В этом направлении мы тесно взаимодействуем с федеральными министерствами, ведомствами и руководством уполномоченных коммерческих банков страны - Сбербанком, Газпромбанком, Россельхозбанком, ВТБ.

- На Ваш взгляд, планируемая государством поддержка промышленности, в частности, те средства, которые могут поступить в край, позволят не допустить рецессию?

- Что касается универсальных механизмов поддержки промышленных предприятий, то на федеральном уровне их пока нет. Сегодня с уверенностью можно говорить о скором поступлении в край средств, направленных на содействие занятости населения региона. На эти цели из федерального бюджета в текущем году предусмотрены субвенции в размере свыше 1,4 млрд рублей. Под дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, разработанные администрацией края, запрошено дополнительно 750 млн рублей. Соглашение о выделении указанных средств подписано Рострудом. Кроме того, уже обоснована дополнительная сумма в пределах 600 млн рублей на увеличение программы занятости населения. Алтайское краевое Законодательное Собрание (АКЗС) 26 февраля на сессии одобрило выделение на эти цели более 39 млн рублей из регионального бюджета в счет экономии средств на содержание аппаратов АКЗС и администрации края. Это 5% софинансирования от 750 млн рублей, выделенных Рострудом.

- Планируется ли в 2009 году реализовывать крупные инвестпроекты на территории региона? Какой ожидается ИПП по прогнозным показателям?

- Во-первых, следует отметить, что крупные инвестиционные проекты, реализация которых начата в предыдущие годы, будут продолжены в 2009 году. Прежде всего, это проекты, которые осуществляет в крае Уральская горно-металлургическая компания. ООО "Сибирь-Полиметаллы", входящее в ООО "УГМК-Холдинг", продолжает реализацию проекта "Развитие добычи и обогащение золото-серебро-барит-полиметаллических руд на Зареченском месторождении". В 2008 году компания приступила к освоению трех новых месторождений полиметаллических руд: Корбалихинского, Степного и Таловского. В 2009 году работы, к сожалению, пока приостановлены.

Программой развития ОАО "Сибирь-Полиметаллы" предусматривается срок ввода подземных рудников на данных месторождениях в 2012-2015 годах. "УГМК-Холдинг" предполагает инвестировать в освоение этих месторождений более 13 млрд рублей.

Китайская компания Cosstone ведет работы по освоению Захаровского месторождения полиметаллических руд в Рубцовском районе. Планируемый объем инвестиций на строительство подземного рудника в 2009 году превышает 400 млн рублей.

В текущем году ООО НПО "Алтайский лен" приступило к реализации инвестиционного проекта "Организация и развитие в Алтайском крае производства по глубокой переработке льна-межеумка". Данный проект является частью большой программы, которая включает в себя комплекс работ по выращиванию льна-межеумка, заготовке семян льна и льносоломы, производству различных видов продукции: короткого волокна; льняного масла как пищевого, так и технического; жмыха, костроплиты, топливных брикетов, утеплителя. Выпуск первой продукции запланирован на первое полугодие 2009 года. Развитие производства по разработанной технологии повлечет за собой расширение посевных площадей льна с 20 тыс. гектаров в 2008 году до 30 тыс. гектаров в 2009 году, вовлечение большого числа крестьянских хозяйств. Из этого можно сделать вывод, что проект является социально-значимым для Алтайского края. Размер инвестиций в целом по проекту - более 500 млн рублей. В 2009 году планируется освоить 76 млн рублей.

- Насколько реально сейчас развитие межрегиональной кооперации промышленных предприятий, например, в организации новых производств?

- Более перспективным в плане загрузки имеющихся производственных мощностей для нас выглядит развитие ранее налаженной системы внутрикраевой кооперации промышленных предприятий, тем более, что данное направление имеет тенденцию к расширению. Например, такие предприятия, как ОАО ХК "Барнаултрансмаш", ОАО "Алтайвагон", ОАО ПО "Алтайский моторный завод", ООО "Алттрак" и другие уже передали в рамках аутсорсинга специализированным компаниям края изготовление ряда своих непрофильных изделий. Дополнительно необходимо отметить, что рост объемов производства на градо- и системообразующих предприятиях, таких, как ОАО "Алтайвагон", приведет к дозагрузке производств на других крупных и средних заводах - таких, как Барнаульский вагоноремонтный завод, Алтайский моторный завод, Алтайский завод агрегатов, Завод кузнечно-прессового оборудования, Рубцовский филиал "Алтайвагона". Это позволит относительно стабилизировать их экономическое положение.

- В рамках реализации крупнейшего инвестпроекта "Алтайское Приобье" большое внимание планируется уделить развитию сельхозмашиностроения. Что ожидает эту отрасль региона?

- В соответствии с поручением правительства РФ администрацией Алтайского края разработана концепция и технико-экономическое обоснование проекта создания особо значимой аграрной территории "Комплексное развитие Алтайского Приобья". Одним из направлений является развитие сельхозмашиностроения края, в рамках которого предполагается реализация инвестиционных проектов по разработке и выпуску современной сельскохозяйственной техники предприятиями ООО "Алттрак", ЗАО "Рубцовский завод запасных частей", ООО "Завод кузнечно-прессового оборудования", ООО "Тальмаш" и др.

Также в настоящее время ГНУ "Сибирский физико-технический институт аграрных проблем" Сибирского отделения Россельхозакадемии ведет разработку подпрограммы "Аграрное машиностроение" межрегиональной инновационной программы "Сибирское машиностроение", в которую наиболее полно включен выпуск новой сельхозтехники. В частности, трактора А-600 тягового класса 6-8 тонн, посевного почвообрабатывающего комплекса ППК-8,2, энергосберегающего уборочного агрегата ЭРА-У.

В рамках реализации данных программ администрация края планирует обеспечить заказами предприятия сельхозмашиностроения, для чего высокопроизводительная техника будет приобретаться сельхозпредприятиями на кредитные ресурсы с субсидированием затрат за счет средств краевого бюджета по всему комплексу системы поддержки. Будут также применяться лизинговые схемы закупки техники.

- В последнее время активно обсуждается тема развития в крае нанотехнологий. Расскажите, пожалуйста, каковы перспективы этой отрасли?

- В Алтайском крае развитие данного направления науки с последующим внедрением прикладных разработок на промышленных предприятиях региона осуществляется уже на протяжении ряда лет. В 2007 году в Бийске была создана ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии", ведущими организациями которой были определены ФГУП ФНПЦ "Алтай", Институт проблем химико-энергетических технологий, Алтайский государственный технический университет им.И.Ползунова и Алтайский госуниверситет. Сегодня в ассоциацию входит более 10 различных организаций края и соседних регионов. В январе состоялось общее собрание членов ассоциации, где был заслушан годовой отчет о деятельности центра и утверждены приоритетные направления работы.

Среди наиболее заметных достижений прошлого года можно отметить расширение количества участников, внедрение целого ряда их разработок в области нанотехнологий на промышленных предприятиях края, участие проектов центра в конкурсах госкорпорации "Роснано" с возможностью дальнейшего их финансирования за счет корпорации.

Также можно отметить начатую работу над проектом соглашения, планируемого к заключению в текущем году между администрацией края и Роснано, в рамках которого появятся дополнительные возможности наладить более тесное взаимодействие и привлекать под реализацию инвестиционных проектов в данной области организациями ассоциации дополнительных финансовых средств.

- Виталий Андреевич, а что ожидает энергетику региона в связи с принятием Энергетической стратегии Алтайского края до 2020 года?

- Энергетическая стратегия Алтайского края - это долгосрочное направление развития энергетики и немедленных результатов ожидать не стоит. Сейчас собственная генерация Алтайского края производит 53-54% потребляемой электроэнергии, остальная - закупается. Есть проблемы, связанные с недостаточной пропускной способности и изношенностью сетей и подстанций.

Так вот, наша стратегическая задача - развивать собственную генерацию, чтобы, наращивая производство по всем отраслям, мы не испытывали дефицита электроэнергии.

В 2009 году будет вестись дальнейшая доразведка Мунайского угольного месторождения для подтверждения запасов, которые необходимы для строительства теплоэлектростанции на принципах конденсации воды мощностью до 600 мВт.

Совместно с федеральными структурами и инвесторами планируем решить задачу развития ветроэнергетики и гидрогенерации. На территории региона предполагается разместить три ветропарка и использовать единичные ветрогенераторы в отдаленных участках - например, на полевых станах.

В направлении развития гидрогенерации самыми перспективными для использования являются речки Песчаная, Ануй и Чумыш, где в общей сложности при строительстве каскадов небольших плотин можно получить до 500 мВт. К примеру, на реке Ануй предположительно разместиться пять гидростанций.

Весь комплекс обозначенных мер позволит вырабатывать уже 90% собственной электроэнергии.

Кроме того, нам необходимо решить проблему обеспечения электроэнергией туристических зон "Бирюзовая Катунь", "Алтайская долина" и игорной зоны "Сибирская монета". Сегодня обсуждаем вопрос использования для этих целей резервных мощностей "Бийскэнерго". На подготовку проектно-сметной документации и строительство сетей и подстанций, предположительно, необходимо 3,4 млрд рублей. И это нужно делать, несмотря на кризис. Несомненно, определенное негативное влияние на объемы финансирования и сроки реализации основных направлений энергостратегии в период кризиса будет ощущаться. Но ни на саму суть стратегии, ни на структуру энергетического комплекса, какой она должна стать, сегодняшние временные трудности повлиять не должны.