
О тенденции слияния мелких банков с крупным и их капитализации в 2014 году, первых итогах санации "Моего банка. Ипотеки" и выходе в Западную Сибирь рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" вице-президент банка "Российский кредит" Сергей Гандзюк.
- Сергей Олегович, как Вы оцениваете политику ЦБ в разрезе участившихся отзывов лицензий у банков? Как Вы думаете, продолжатся ли в 2014 году действия по очистке банковской системы со стороны регулятора?
- Курс на укрупнение в различных сферах бизнеса давно прослеживается. Банковская система не стала исключением. С рынка уходит банк за банком, происходят слияния и поглощения. Но для вкладчиков и других клиентов банков это дает определенные преимущества. Капитализация объединенных банков растет, а это является мощным гарантом их надежности.
На мой взгляд, мелкие финансовые учреждения, если они не связаны с обслуживанием какой-либо крупной промышленной группы, на сегодняшний день при таком высоком уровне развития банковского бизнеса могут либо работать с рискованными заемщиками, либо участвовать в сомнительных финансовых операциях, что не приводит ни к чему хорошему. Череда отзывов лицензий у банков наглядно иллюстрирует сказанное выше.
- В 2014 году банк "Российский кредит" начал заходить в города Сибири. Связано ли это с санацией "Моего банка. Ипотеки", то есть, с наличием готовых помещений под финансовую деятельность?
- Прежде всего, Западная Сибирь интересна как регион с большим потенциалом по развитию банковского бизнеса и высоким спросом на банковские услуги. Когда мы выстраивали региональную политику, мы шли от этих причин, а не просто от желания присутствия в том или ином регионе.
В начале апреля на месте филиалов "Моего банка. Ипотеки" в Новосибирске открылось два операционных офиса. В течение месяца откроется еще один. Два месяца назад мы открыли свое представительство в Барнауле, сейчас идет работа по открытию точек продаж в Красноярске и Кемерово. Я думаю, что в первом полугодии 2014 года все эти офисы уже будут работать.
- Как Вы считаете, из-за массового отзыва лицензий клиенты не потеряли доверие к мало раскрученным банкам?
- С учетом той политики, которую проводит ЦБ, понятие "раскрученности" не оберегает вкладчиков от форс-мажорных обстоятельств. Потенциальным клиентам банков я бы рекомендовал смотреть на то, что происходит с бизнесом банка: развивается он или стагнирует, закрываются ли бизнес-подразделения, может быть, сворачивается продуктовая линейка - подобное поведение должно заставить вкладчиков задуматься. А банки, которые развиваются, несмотря на ситуацию на рынке - уверены в своем будущем.
- Вы считаете, что клиенты-физлица следят за ежедневной деятельностью банков, которые не входят в топ-10?
- В последнее время уровень финансовой грамотности вкладчиков очень повысился, и во многом благодаря активным действиям ЦБ. Люди стали больше понимать, как отличить банк в нелегкой финансовой ситуации от банка, который развивается надежно. При выборе финансовой организации нужно искать компромисс между доходностью по вкладам и финансовой устойчивостью банков. И поиск своего банка не должен ограничиваться его местом в рейтинге.
- Банк "Российский кредит" был назначен санатором "Моего банка. Ипотеки". На какие результаты по итогам этой деятельности вы рассчитываете?
- Для нашего банка это был первый опыт и притом - очень удачный. За короткое время нам удалось выработать технологии и обрести новые навыки, которые мы готовы применять и в будущем. В течение двух недель мы полностью перенесли весь массив информации с операционных систем "Моего Банка. Ипотеки" на нашу платформу, а это - более 110 тыс. клиентов по России, в том числе, несколько тысяч в Новосибирске. Общий объем портфеля составил 3,3 млрд руб. Конечно, на начальном этапе были некоторые шероховатости, например, некорректное отображение имени и так далее, но за первую неделю все недочеты были устранены. "Мой банк. Ипотека" работал на двух базах - новосибирской и уфимской. Что касается Новосибирска, проблем с идентификацией и привязкой вкладов к клиентам даже не возникало.
- Какие активы банк "Российский кредит" получил от "Моего банка. Ипотеки"? Почему акционеры не купили банк целиком?
- Мы получили обязательства по всем вкладам на 3,3 млрд рублей, а в обеспечении этих обязательств - права требования по кредитам и недвижимость аналогичной стоимостью. Эти активы являются гарантом того, чтобы в случае оттока вкладчиков нам было бы, что реализовать для восполнения средств от потери вкладчиков.
Решение о санации "Моего банка. Ипотеки" было принято не от того, что банк находился в замечательном положении. Когда банки продаются, они находятся в состоянии, когда их нужно санировать или отзывать лицензию, поэтому покупать такой актив полностью мы не сочли рентабельной сделкой.
- Наблюдается ли отток вкладчиков на фоне ажиотажа вокруг отзыва лицензии у банков, в том числе "Моего банка. Ипотеки"?
- На самом деле, нет. Еще до начала обслуживания все клиенты были оповещены о том, что их вклады перевели в банк "Российский кредит" с сохранением всех условий. Многие приходили за справочной информацией и чтобы просто напомнить о себе. Кроме того большое число клиентов, у которых истекают сроки действия договоров по вкладам, не уносят свои деньги, а размещают их по вкладам банка "Российский кредит".
- Что-то изменилось для ваших вкладчиков после их автоматического перехода из "Моего банка. Ипотеки?", например, условия вкладов? Будет ли сохранен персонал?
- Все условия для вкладчиков "Моего банка. Ипотеки" при переходе в банк "Российский кредит" были сохранены - точно так же, как и персонал. Придя в отделение, вкладчик видит операциониста, с которым ранее работал. Уходит чувство тревоги, вкладчик настроен на дальнейшее сотрудничество. Приходит понимание, что для него сохранены не только условия по вкладу, но и привычная ему обстановка. Человеческий фактор играет немаловажную роль в сфере обслуживания.
- Сергей Олегович, как Вы оцениваете создание в РФ национальной платежной системы, которая станет альтернативой Visa и Masterсard? Как Вы считаете, войдет ли она в обиход местных жителей?
- Безусловно, как резервный вариант такая система в России нужна, потому что многие события последних месяцев доказали, что мы слишком глубоко интегрировались в мировую систему. В Китае, например, есть платежная система China Union Pay, и даже если Visa и MasterCard откажутся сотрудничать, то китайцы останутся с карточками, которые внутри страны будут работать. В России тоже ранее существовали собственные платежные системы, например, Union Card, но с приходом мировых платежных систем Union Card потеряла свою актуальность. В связи с событиями последнего времени, связанными с наложением международным сообществом санкций на использование банковских карт Visa и MasterCard, наличие собственной платежной системы становится необходимостью, которая сможет стать защитой наших граждан от таких недружественных действий.