Эксклюзив 13 августа 2014 г. 15:54

Врио министра культуры Новосибирской области В.Кузин: "У новосибирской публики огромный потенциал"

Врио министра культуры Новосибирской области В.Кузин: "У новосибирской публики огромный потенциал"

            - Василий Иванович, 1-3 августа в Республике Алтай состоялась выездная конференция по выявлению и популяризации лучшего опыта российских регионов в проведении Года культуры. Есть ли у Новосибирской области зримые достижения на этом поприще?

- Мероприятие было довольно интересным и полезным. Собрались все территории Сибирского федерального округа, причем большая часть была представлена министрами культуры или начальниками департаментов культуры, и основной задачей было поделиться опытом проведения мероприятий, новых форм культурной работы в рамках Года Культуры.

            Эта конференция была инициирована министерством культуры Российской Федерации, в ней принимала участие директор департамента туризма и региональной политики федерального министерства культуры Ольга Ярилова. По большей части рассказывали о том, что проводится в Год культуры в каждом регионе. С одной стороны, я очень порадовался за наших коллег, у которых, действительно, очень серьезная, насыщенная творческая деятельность. Очень значимые, большие проекты реализуются в каждой без исключения из наших сибирских территорий. Многим вещам можно в хорошем смысле позавидовать, можно поучиться, сравнить с нашими собственными проектами, формами работы и интересными событиями.

            С другой стороны, необходимо отметить, что и на этом фоне Новосибирская область выглядит очень достойно. По многим параметрам, и в количественном, и в качественном отношении, культурная и художественная жизнь Новосибирской области – одна из самых ярких и богатых.

            - Существует ли, на Ваш взгляд, единое сибирское культурное пространство? Есть ли необходимость в более тесной кооперации?

            - Общее мнение руководителей органов управления культурой всех наших регионов, – что информационный обмен, взаимодействие и сотрудничество в сфере культуры у нас пока налажены слабо. Мы договорились, что, может быть, в Новосибирске через некоторое время соберутся руководители органов управления культурой ближайших территорий, так сказать, "ближнего круга" - Томска, Кемерово, Барнаула - для обсуждения возможности кооперации. Кооперация может начаться с достаточно простых вещей. Например, мы просто информируем друг друга о самых интересных культурных событиях. Возможно, мы будем использовать гастрольные и фестивальные ресурсы не только для своей территории, но и для наших соседей.             Скажем, я был в Красноярске этим летом на IV Международном музыкальном фестивалеыставки и концерты, представленные в фестивальной программе, я уверен, были бы интересны новосибирским зрителям и собирали бы залы.стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В

            Или другой пример: если уж артист, например, из США или Южной Америки прилетает в Красноярск, то потратить два-три дня и приехать с концертом в Новосибирск ему гораздо проще и с финансовой, и с организационной точки зрения, чем затевать отдельные гастроли.

            Такое взаимодействие на уровне филармоний, театров, и других концертных организаций, конечно, имеет некоторые нюансы. Как же – мы пригласили, и еще где-то это тоже увидит! Но вот здесь, как мне кажется, необходимо проявить политическую и управленческую волю, чтобы несколько таких проектов реализовать.

            Другой аспект – информационный. Мы договорились об обмене афишами, чтобы, например, в Новосибирской филармонии висели сводные афиши Томской, Кемеровской, Алтайской филармоний, а в этих территориях появились афиши новосибирских театров и концертных организаций. Иногда зрителю из Кемерово дешевле и проще приехать в Новосибирск, например, на концерты Вадима Репина в рамках Транссибирского арт-фестиваля, чем пытаться попасть на эти концерты в Москве, в Лондоне, или ждать, когда такой концерт состоится в его городе.

            Само информационное сотрудничество, конечно, может иметь разные формы. В частности, состоялся разговор с директором томского музыкального колледжа им. Эдисона Денисова Наталией Чабовской, выпускницей Новосибирской государственной консерватории. Она выиграла грант президента Российской Федерации на создание сайта современного музыкального искусства Сибири. Не сайта Томской области, томского музыкального колледжа, а сайта Сибири, то есть уже заранее предполагается, что на нем будет представлена информация о музыкальной жизни всех сибирских регионов.

            Еще один аспект межрегионального сотрудничества – туризм. Известно, что туристическое направление входит в структуру федерального министерства культуры. В территориях эта функция распределена по-разному: например, в Новосибирской области за туризм отвечает Минэкономразвития региона, но от этого не меняется суть.

            Очень часто туризм связан именно с художественной жизнью, то есть привлекают туристов либо памятники искусства и архитектуры, либо какие-то культурные события. Соответственно, для продвижения Новосибирской области, или Красноярского края, или Иркутской области в качестве объекта туристического внимания для приезжающих из других регионов России либо из-за рубежа было бы продуктивно развивать не отдельный бренд какого-то региона, а региональный бренд "Сибирь", и, исходя из этого, строить информационную политику. Потому что за рубежом никто не дифференцирует Новосибирскую и Омскую область, для них если что-то и существует, кроме Москвы и Петербурга, то это Сибирь как единая территория. Здесь сама жизнь диктует важность и ценность сотрудничества.

            - Возможны ли какие-то новые подходы к организации деятельности в сфере культуры? Ведь концерты, фестивали и так далее проводятся, по большому счету, не только в Год культуры?

            - Одна из идей, которую мы стараемся реализовать, – это идея многосубъектного культурного процесса. Культура – слово многозначное, однако мы, как правило, подразумеваем только то, что входит в компетенцию нашего министерства: это сфера профессионального искусства, художественного образования, сохранение культурного наследия, музеи, библиотеки и самодеятельное творчество. Но даже в этом узком аспекте очень важно, что сегодня субъектами культурного процесса являются не только государственные или муниципальные учреждения, не только те специалисты, которые в них работают. Сегодня субъектом культурного процесса являются и могут становиться, на наш взгляд, во-первых, коммерческие структуры – от крупных компаний до индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, субъектами культурного процесса гораздо в большей степени должны становиться люди, для которых это – своего рода общественное служение, которым они удовлетворяют и свою потребность в самореализации и дают возможность другим людям встречаться с качественным художественным продуктом. В-третьих, серьезным субъектом культурного процесса должны стать некоммерческие организации.

            В 2014 году в сотрудничестве с "Комсомольской правдой" мы начали реализацию проекта "Продюсерский центр "Комсомольской правды". Речь идет о возможности для творческой самореализации наших молодых артистов и музыкантов, создании механизма продвижения их на профессиональном поприще. Мы рассчитываем, что появятся предприниматели, импресарио, менеджеры, агенты, которые продолжат организацию концертов, спектаклей, будут открывать новые площадки, новые творческие группы.

            Мы говорим не о популярном искусстве, которое принято называть шоу-бизнесом. Там дела с предпринимательством обстоят достаточно хорошо. Почти полностью перешла на коммерческие рельсы сфера кинопроката, частично – театральная антреприза и рок-музыка. Есть коммерчески успешные проекты (хотя их немного) в художественно-выставочной деятельности. В академическом искусстве предпринимательства почти нет, в театральном – тоже, за вычетом, как я уже сказал, антрепризы. Речь идет о реализации потенциала новосибирских артистов, музыкантов и художников.

            Также мы впервые реализуем проект, который имеет рабочее название "Мой первый театр – театр "Глобус". Это театральная школа, но школа не для самодеятельных артистов, не для студентов, которые учатся театральному искусству, а для профессиональных артистов, которые только-только ими стали. В этом году на базе нашего академического театра "Глобус" мы создаем годичную студию под руководством главного режиссера театра Алексея Крикливого, где молодые артисты, принятые на работу в этот театр, выпускники Новосибирского театрального института и других театральных вузов, получат возможность не просто получить роли в спектаклях текущего репертуара, но и иметь своего рода внутреннюю автономию. Это будет такой "театр в театре", где они смогут ставить свои спектакли. До конца года должны состояться две премьеры – в ноябре и в декабре.

            Особенность проекта в том, что это не просто премьеры "Глобуса", а премьеры именно этого коллектива. Что из этого вырастет – посмотрим. Возможно, это станет ядром нового театра, который будет "отпочковываться" на условиях предпринимательства, потому что вряд ли мы создадим еще один государственный театр, или эти артисты, пройдя такую годичную школу, плавно вольются в основную труппу и будут работать в ней. Возможно, они окажутся востребованными другими театрами, причем не только новосибирскими.

            В любом случае – это своеобразный старт и трамплин, по аналогии с продюсерским центром, когда молодым артистам мы предоставляем возможности для самореализации.

            - Половина Года культуры уже позади. Чего может ожидать новосибирская публика в оставшиеся месяцы?

            - Один из проектов, который для нас исключительно важен – это празднование 90-летнего юбилея Арнольда Михайловича Каца. Открытие сезона в Новосибирской филармонии пройдет под знаком юбилея нашего прославленного Маэстро. Будут выступления Новосибирского симфонического оркестра, других коллективов филармонии. Кульминацией юбилейных мероприятий станет гала-концерт, где три дирижера, которые работали с Маэстро и продолжают активно сотрудничать с нашим оркестром, – это Томас Зандерлинг, Фабио Мастранжело и Гинтарас Ринкявичус – выступят с коллективом. Должно получиться хорошее, доброе и важное, на наш взгляд событие, поскольку имя Каца золотыми буквами вписано в историю Новосибирска и Новосибирской области.

            11 сентября откроется крупная художественная выставка "Красный проспект", в которой примут участие художники Сибири, Урала, Дальнего Востока. В Новосибирском государственном художественном музее будет выставлено более 400 работ – живопись, графика, скульптура – действующих авторов из 17 территорий. Такие события происходят нечасто.

            Отмечу и II международный конкурс исполнителей на классической гитаре, он проходит у нас на базе музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова. Конкурс, который в первый раз был проведен два года назад, оказался очень представительным, в том числе по составу жюри. В нем приняли участие ведущие исполнители из России, Европы и Америки, так будет и в этом году. При этом состоятся не только концерты в рамках конкурсной программы, но и выступления членов жюри. Для тех, кто любит классическую гитару, – это уникальная возможность послушать выдающихся исполнителей. Так что, следите за афишами! Кроме того, Новосибирский областной колледж культуры и искусств проводит межрегиональный конкурс исполнителей на классической гитаре имени выдающегося педагога Юрия Алексеевича Зырянова.

            Вообще хочу сказать, что потенциал исполнительских конкурсов, которые проходят в Новосибирске, у нас почти не востребован. Не только международные, межрегиональные, но даже наши областные конкурсы – это событие очень высокого художественного качества. Как детские, так и юношеские, и взрослые. Прослушивания на этих конкурсах бесплатные – билеты продаются, как правило, только на заключительный тур или гала-концерт. Любой человек может прийти и получать эстетическое наслаждение от хорошей музыки и хорошего исполнения. Но в большинстве случаев во время конкурсных выступлений залы у нас пустые. Наверное, частично в этом виноваты организаторы, которые мало занимаются рекламой, но их можно понять. Конкурс – это дело хлопотное, трепетное, его организация занимает буквально все время без остатка. Вот здесь-то и нужны менеджеры и импресарио, которые помогли бы привлечь зрителей и, как знать, возможно, заработать на этом какие-то деньги.

            - Очевидно, что качественные, да и количественные изменения того, что принято называть новосибирской публикой – это процессы длительные. Тем не менее, удалось ли приблизиться к соотношению, о котором идет речь в известном "законе Парето" – 20% усилий дают 80% результата?

            - "Закон Парето", если распространить его на сферу культуры, говорит о том, что примерно 20% населения должно ходить в концертные залы и театры. Конечно, этого нет, что мы констатируем с горечью. Мы серьезно отстаем от культурных столиц, где процент посещающих концертные залы и театры приближается к этому показателю. Конечно, если мы хотим произвести благоприятное впечатление, мы говорим, что у нас в 2013 году зафиксировано почти 900 тыс. посещений театров, почти 500 тыс. посещений концертов. Практически 1,5 млн посещений театрально-зрелищных учреждений за год – статистически каждый житель Новосибирска раз в год посетил либо театр, либо концертный зал.

            К сожалению, все обстоит не так, поскольку речь идет о разовых посещениях. Одни и те же люди систематически ходят и на концерты, и в театры по многу раз. Достоверной статистики у нас нет, мы планируем сотрудничать с социологами, чтобы получить более точные сведения, но, думаю, речь идет о единицах процентов. В этом отношении у нас огромное поле деятельности. Как я уже говорил, у нас огромный потенциал публики и потенциал исполнителей, который тоже не используется в полной мере. И вот тут нужны люди, которые сведут эти два потенциала вместе. Поэтому мы будем планомерно проводить конкурсные и образовательные проекты, чтобы увеличить число людей, которые могут, хотят и умеют заниматься предпринимательством в сфере искусства.

            Невозможно сделать рентабельным большой коллектив. Симфонический оркестр или академический оркестр русских народных инструментов практически никогда не может быть рентабельным без государственной дотации. Отдельные исполнители и небольшие коллективы могут быть экономически рентабельны, здесь все зависит от таланта и энергии предпринимателя. И вот мы ищем, призываем таких людей.

            Мы на первых порах предоставляем таким людям возможности, в том числе используя и ресурс государственных учреждений культуры. Чтобы они на льготных условиях могли получить зал, в котором они будут организовывать мероприятия, чтобы это была не слишком большая арендная плата, а какое-то партнерское взаимодействие с нашими государственными учреждениями, с государственными коллективами.

            Скажем, продюсер или агент начинает сотрудничать по договору с каким-то филармоническим коллективом, который может оказаться востребованным. Сам сделает рекламу, сам распространяет билеты. Заработает деньги он, музыканты и учреждение. Самое главное – выиграет наша публика, которая получит высокое искусство.

            До 20% мы в ближайшее время, конечно, не дойдем, но то, что количество посетителей культурных мероприятий может увеличиться в разы – у нас такой потенциал есть.

            Что мы видим в качестве ответного отклика, видим ли изменение отношения к культуре, к искусству? На мой взгляд, просто нет такого индикатора, который бы показал, что все изменилось. Тем не менее, я испытываю сдержанный оптимизм. Я вижу ростки интереса к культуре, наблюдая за группами нашей молодежи, подростков, которые становятся все более многочисленными. У них увеличивается интерес к посещению музеев. "Ночь музеев" – отличный проект с очень хорошей подготовкой, в этом году в акции приняли участие практически все музеи – государственные, муниципальные, частные. Я прихожу в небольшой Музей города Новосибирска и вижу буквально толпы молодых людей. Радуюсь, потому что видно, что усилия не пропали даром. В Первомайском сквере группа молодых людей, поставив на газон проигрыватель и усилитель, учит танцам всех желающих и т.д.

            Я очень радуюсь, когда в министерство культуры приходит молодой человек и говорит, что, имея театральное образование, полгода назад организовал самодеятельный театр для подростков, и ведет его, хотя работает в бизнесе, и приглашает на премьеру.

            Это я считаю важнейшим показателем качественных изменений в сфере культуры и искусства.

            - Возникает ощущение, что для того, чтобы, как говорилось в свое время, "нести культуру в массы", одних фестивалей и праздников недостаточно…

            - Даже самые крупные фестивали, даже самые яркие праздники можно уподобить успешной, но все-таки "партизанской войне". "Партизанской" не с точки зрения того, что мы проводим мероприятия исподтишка, а в том смысле, что это все же единичные акции. Допустим, партизаны отбили обоз – это очень хорошо, это заметно, но партизаны никогда не выиграют войну. Пока армия с миллионами штыков не пройдет по этой территории и не отбросит врагов и захватчиков, война не будет выиграна.

            В чем тут аналогия? В Год культуры мы проводим более 100 крупных мероприятий. При этом у нас в Новосибирской области работает около 2300 учреждений культуры и более 10 тыс. работников культуры. Работают ежедневно. Вот это – регулярная армия, это та работа, которая идет постоянно и благодаря которой решаются задачи в сфере культуры. И на это наслаиваются яркие праздничные мероприятия.

            Мы проводим несколько хороших, ярких праздников, посвященных русскому языку. Например, "Парк Пушкина". Фонд "Родное слово" проводит прекрасные акции, направленные на повышение грамотности. Это тоже в хорошем смысле партизанская война. Как и "Тотальный диктант", несмотря на то, что он вышел далеко за рамки Новосибирска и проводится во всемирном масштабе. Но это происходит раз в году.

            Кто здесь регулярная армия? Учителя русского языка и литературы в школах. Если наша регулярная армия будет плохо сражаться, то есть наших детей в школах будут плохо учить, то мы партизанской войной никогда не создадим высокую культуру русского языка. Поэтому мы будем обязательно стараться наладить тесное взаимодействие с нашим министерством образования науки и инновационных технологий, с городским управлением образования, с тем, чтобы в рамках стандарта образовательного использовать часы, которые там отведены на дополнительное образование, на реализацию художественных программ.

            Одно из приоритетных направлений – это художественное слово. Ведь что такое художественное слово? Это постановка дикции, постановка дыхания, соответствующих орфоэпических норм, тренировка артистических навыков. Я уверен, что если бы дети с 1 по 4 класс два-три часа в неделю занимались художественным словом, то мы, во-первых, очень прибавили бы здоровья нашим детям, если они научатся правильно дышать, правильно говорить. Во-вторых, дети, которые за это время выучат 5-10 страниц текста лучших образцов русской литературы, приобретенный интеллектуальный багаж уже не потеряют. У них чувство языка, богатство языка будет заложено в подсознание. И тогда мы получим, возможно, другой уровень языковой культуры. В дополнение к той программе, которая изучается на уроках русского языка и литературы.

            Не знаю, удастся ли этот проект, который выглядит пока достаточно утопичным, осуществить, но, как писал философ Хосе Ортега-и-Гассет: "… с каждым днем я все более склоняюсь к мысли, что утопично все, что ни делает человек".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще