Угольное машиностроение Кузбасса переживает непростые времена. Основные потребители снижают спрос из-за сокращения инвестпрограмм и не всегда в срок расплачиваются за поставленную продукцию. Такая ситуация уже привела к серьезным финансовым затруднениям всех машиностроительных предприятий.
О ключевых переменах в работе машиностроителей области агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал Владимир Добрыдин, руководитель компании "Объединенные машиностроительные технологии", которая остается единственным инвестором, реализовавшим в современной России проект полного цикла создания горных машин.
- Владимир Васильевич, расскажите на примере ОАО "Объединенные машиностроительные технологии" и ваших партнеров, как изменилась структура заказов? Насколько нынешняя ситуация сопоставима с кризисом 2008-2009 гг.?
- Спрос угледобывающих компаний падает неуклонно, падение более длительное, чем в 2008 году, и более глубокое. Кризис 2008 года мы пережили относительно легко в силу того, что он не был затяжным, и длительный цикл производства нашим заводом тяжелых машин позволил его "проскочить". В 2008 году заказы, конечно, и отзывали, и приостанавливали, но потом мы восстановились, 2011 год был успешным, а сейчас заказов просто не размещают - на 2014 год подтвержденных финансированием контрактов не просматривается вообще. У нас в портфеле в подвешенном состоянии три крупных подписанных заказа на новые машины - по ним нет платежей.
Если говорить о структуре заказов, то в 2008-2009 году мы продавали готовые машины, а сейчас занимаемся ремонтом и модернизацией. Если в 2010 году в общем объеме заказов доля ремонтов была 30%, то сейчас - 70%.
По итогам года мы прогнозируем снижение выручки киселевского завода ОМТ на 10% в количественном выражении, в 1,5 раза - в стоимостном выражении. Инвестпрограмма завода упала до нуля, после того как мы приняли решение финансировать ее, исходя из реального поступления денежных средств, а их поступает в два раза меньше, чем необходимо.
Мы живем в состоянии тяжелого кризиса, платежи не соответствуют объемам выполненных работ. За историю работы завода такая платежная дисциплина наблюдается впервые. Наши коллеги угольщики пользуются ситуацией - они начинают требовать у машиностроителей отсрочек платежа, измеряемых годами, провоцируют конкуренцию, мы вынуждены снижать цены, и есть риски, что на выходе клиент получит соответствующее качество. У машиностроителей в результате задержек оплаты клиентами усложнились взаимоотношения с поставщиками и подрядчиками, стала расти задолженность по налоговым обязательствам.
- Продолжаете ли вы в связи с сокращением свободных средств у потенциальных клиентов применять такой механизм, как привлечение финансовых ресурсов для своих заказчиков? Какие предлагаются схемы финансирования покупки вашей техники?
- Продолжать эту практику сейчас проблематично. Мы сталкиваемся с тем, что у многих угольных предприятий раздутый кредитный портфель, и дополнительное финансирование под них получить невозможно, мы свое имущество, разумеется, закладывать не будем. Мы предлагаем лизинговые и другие схемы, почти что возвращаемся к бартеру. Например, сейчас мы пытаемся выстроить многоэтапную схему, в которой участвуют четыре стороны - мы, как поставщики оборудования, угольный трейдер, угледобывающая компания и банк.
- В протокол январского совещания у председателя правительства "Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности" было включено предложение ОМТ о поддержке разработчиков новых моделей техники для подземной добычи - импортозамещающей продукции. Вы предлагали распространить на них механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемых на техническое перевооружение производства. Было ли в итоге принято какое-то решение министерством промышленности и торговли?
- Насколько мне известно, подготовлены соответствующие проекты изменений в постановление правительства, идет межведомственное согласование.
- Еще одно озвученное на совещании предложение касалось создания стендовой испытательной базы, которой в России нет уже много лет. В октябре текущего года Институт угля Сибирского отделения РАН сообщил, что разрабатывает первый в России испытательный центр горно-шахтного оборудования площадью 1,4 тыс. кв. метров совместно с "Юргинским машзаводом", УК "Заречная", ОМТ, "Анжеромашем" и другими машиностроителями, и угольными предприятиями. Планируется, что он начнет работу в 2016-2017 годах. Можете подробнее рассказать об этом проекте?
- Мы готовы присоединиться к проекту, только когда он выйдет на практический этап реализации. Пока мы предоставили Институту угля наши разработки стендов, концептуальное решение. Мы допускаем, что это будет пространственно-распределенный комплекс. Например, тяжелые стенды нерентабельно создавать заново, и если есть неплохая база на Юргинском машзаводе, то там может быть центр коллективного пользования. Часть стендов для испытания отдельных узлов и элементов целесообразно разместить в Кемерово на базе научного центра ВостНИИ. Также мы видим задействованной в этом вопросе научно-методическую, учебную базу Кузбасского политехнического университета.
- Как продвигается работа по созданию первой российской камеры спасения - коллективного убежища, позволяющего обеспечить автономную жизнедеятельность шахтеров до 96 часов?
- Камера спасения разработана, мы провели несколько презентаций разработки потенциальным заказчикам, в том числе СУЭКу, а также представителям ВГСЧ, учли замечания. Сейчас мы готовим документы на сертификацию, думаю, в следующем году представим это изделие на рынке.
- Ощущает ли ОМТ рост конкуренции в связи с тем, что зарубежные машиностроительные компании открыли в области свои сервисные центры?
- В Кузбассе засилье иностранного оборудования, а вот с полноценными сервисными услугами пока никто из западных и восточных конкурентов сюда не зашел, по-прежнему все сложные тяжелые вещи делает наш завод в городе Киселевске. Не секрет, что полноценный сервис влечет передачу технологий, в том числе производственных, к этому конкуренты, видимо, пока не готовы, поэтому весь их сервис сводится к открытию складов запасных частей и обучению сервисных инженеров.
- Реализованы ли в 2013 году планы по созданию единого сервисного центра ОМТ в городе Шахты Ростовской области?
- В текущем году мы приняли решение об оптимизации сервисной службы. Вместо двух сервисных центров мы сделали один в Донецке (Украина), который курирует и юг России, Ростовскую область. А в Шахтах работает его представительство, есть склад, обучены сервисные инженеры.
- Как кризис сказался на вашей работе с компанией Halbach&Braun Industrieanlagen GmbH&CoKg (H&B) (Германия), официальным дилером которого ОМТ стали два года назад, и с компанией - мировым производителем обогатительного оборудования FLSmidth Russia/CIS (Дания, объединяет группу европейских компаний, представляющих оборудование и технологии для глубокой переработки минерального сырья и углей), с которым в июне 2012 года было заключено соглашение о сотрудничестве?
- Halbach&Braun, к сожалению, потеряла позиции на российском рынке, в отличие от рынков Казахстана и Белоруссии. Их новые машины в Кузбассе не продаются, мы получаем заказы только на ремонт приобретенного ранее оборудования.
У FLSmidth Russia/CIS, наоборот, обороты растут, партнерство с ними стало верным стратегическим шагом. Они получили контракты на поставку оборудования для строящихся обогатительных фабрик от угольных предприятий Кузбасса и Хакасии.
Кстати, у нас появился еще один зарубежный партнер - китайская компания KOD CO. Некоторое время назад она поставила комплекс на шахту "Ольжерасская - Новая". Сейчас пришло время ремонта, и китайцы выбрали нас в качестве официального ремонтного предприятия. Мы уже отправили совместное соответствующее письмо владельцу шахты - компании "Южный Кузбасс".
На прошлой неделе мы подписали контракт со швейцарской компаний Preinfalk. Под известной торговой маркой Hydrowatt она выпускает насосные станции для подземного горного оборудования, которые, по нашему мнению, сейчас лучшие в мире по качеству. Компания активно пытается продвигаться на российский рынок, так, в Кузбассе СУЭК уже купил насосную станцию. В следующем году на базе нашего киселевского завода компания откроет первый в России склад - отгрузка оборудования начнется в феврале. Мы будем выполнять функции сервисного центра компании.
- Увеличилась ли в 2013 году по сравнению с 2012 годом доля экспорта в общем объеме выручки? В каких зарубежных странах котируется ваше оборудование, где вы выигрываете конкурсы?
- В 2013 году география поставок за рубеж сузилась. В прошлом году киселевский завод поставлял оборудование в страны ближнего и дальнего зарубежья, в текущем году осуществлялись поставки только в Казахстан.
При этом объем выручки от экспортных поставок вырос на 30%. В Казахстан был поставлен тяжелый магистральный конвейер для рудника Риддер-Сокольный ТОО "Казцинк" и транспортная система для золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) "Алтынтау Кокшетау".
В 2014 году мы также рассматриваем в числе стратегических рынков Казахстан. Вторая наша цель - Вьетнам. Несколько лет назад мы уже поставляли туда два комплекса, теперь хотим поставлять им крепи - у них специфические горно-геологические условия, крутонаклонные пласты, там нужно крепкое железо. Заманчиво смотрится Индия, где государственная шахта Jandjra проводит тендер на поставку оборудования, правда, выбрать поставщика они пытаются уже несколько лет…
- Какие новые разработки ОМТ планирует к внедрению?
- В следующем году мы хотим возобновить на заводе производство элементов анкерного крепления, внедрить новые технологии восстановительного ремонта силовой гидравлики и запустить производство монорельсов. ОМТ производит много видов ленточных конвейеров, мы готовы предоставлять комплексную услугу по всем видам работ, связанным с эксплуатацией конвейерного транспорта - начиная от услуг по стыковке ленты и заканчивая текущим обслуживанием и производством комплектующих для ремонтных работ.
В целом мы планируем изменить концепцию коммерческого предложения. Мы хотим предлагать комплекс оборудования - не отдельно машину, а очистной забой, например. Мы хотим это делать на кооперационных принципах и в этом предложении считаем целесообразным привлечение институтов, чтобы помимо комплекса машин и оборудования предлагать услуги по грамотной их эксплуатации и услуги по разработке технологии применения этих машин.
Также мы говорим о возможности модернизации любого оборудования, например старых проходческих комбайнов, на основе наших электронных систем управления. Мы ведем переговоры с производителями такой техники, чтобы они могли обеспечить запасными частями технику после глубокой модернизации в соответствии с ее новыми возможностями.