Леонид Резников чиновником работает недавно - он пришел в областную администрацию вместе с новой командой губернатора в сентябре 2012 года. За полгода он посетил несколько предприятий, принял несколько важных решений, которые показали, что вчерашний бизнесмен ведет работу иначе, нежели человек, привыкший работать в госаппарате.
- Леонид Михайлович, вы начали поездки по различным предприятиям промышленности, посетили Томский завод измерительной аппаратуры, Томский завод электроприводов… Какие еще предприятия вы намерены посетить и какая цель стоит за этим? Только знакомство или вы будете советовать им, как развиваться?
- Я намерен посетить все, что дышит. Да, Томский завод измерительной аппаратуры (ТЗИА) дышит с хрипом. Но всегда нужно понимать, что происходит, потому что, к сожалению, информация, предоставляемая в письмах, обращениях, а еще больше в интернет-материалах, во многом некорректна. Чтобы понять, что происходит в больном организме на самом деле, его нужно посетить. Это не значит, что все предприятия, которые мы посещаем, больны - это значит, что без собственного участия и создания собственной точки зрения на объект трудно понять, какие необходимо принимать решения. В ближайшее время в моем графике стоят "Томская судоходная компания" с ее судостроительными подразделениями, "Вирион", "Сибкабель", "Томсккабель".
- Какова позиция Томской области относительно решения Ростехнологий по продаже акций "Контура", Томского завода измерительной аппаратуры и Томского радиотехнического завода? Есть ли понимание, что будет происходить дальше с этими предприятиями, не превратятся ли они в торговые центры?
- У них в планах не только продажа акций - у структур, которые занимаются корпоративной деятельностью и антикризисным управлением, могут быть разные планы. Не думаю, что кого-то в этой ситуации можно назвать виноватым - так вышло, что за 20 лет такого хозяйствования, которое мы получили в наследство, были созданы объективные предпосылки к сегодняшней ситуации.
Я не считаю, что торговый центр - это ругательство. Особенно если это хороший торговый центр, к которому мы должны стремиться в Томской области: с большими парковками, которых очень мало, дающий возможность получать качественные услуги. Кроме того, смена собственника большого комплекса зачастую может придать новое дыхание объекту. Наверное, это страшно звучит, но давно пора уйти от ностальгии, которая кроме боли больше ничего не приносит.
ТЗИА в данном случае показательный пример - хватит обманывать себя и окружающих. Все 158 человек, которые считают себя работниками этого завода, давно понимают, что на этом предприятии невозможно возобновить тот плеск жизни 60-х и 70-х годов прошлого века, когда они выпускали современную по тем параметрам аппаратуру. Предлагаю в этой ситуации вместе найти возможность реально жить и работать, а не болезненным образом создавать какие-то психологические проблемы себе и окружающим. А государству - еще и экономические.
Исходя из этого, могу сказать, что в продаже акций Ростехнологий ничего плохого не вижу. Хорошо, когда собственник, не создавая проблем государству, продает свои активы, а другой собственник, покупая эти активы, намерен сделать из них объект успешного бизнеса, производства каких-то услуг. В любом случае, движение собственности - это позитивный процесс.
- Как вы оцениваете планы по созданию в Томске промышленных парков? Насколько это проработанный проект, что требуется для его реализации? Будут ли в нем участвовать областные власти?
- Вы неверно ставите вопрос. Этим вместе занимаются областная и городская администрации. У нас создана рабочая группа, ее возглавляет руководитель инвестиционного направления - замгубернатора Юрий Гурдин, также в нее входит целая группа работников, в том числе из мэрии. Все они занимаются созданием на территории Томской области промышленного парка - замечу, именно области, поскольку располагаться парк будет на территории области и Томска. Кроме того, город по законодательству сам не может в этом участвовать, так как софинансирующей стороной выступает Минэкономразвития, то есть федеральные средства, с которыми может работать областной бюджет.
Мне не нравятся попытки некоторых работников многие программы представлять как исключительно свою работу. Практически все вопросы, связанные с выделением областных земель, с организацией подключения промпарка к инфраструктуре, его наполнение проектами - это наша общая работа. Позиция Юрия Гурдина такая: когда состоится решение Минэкономразвития, тогда и скажем. Гурдин не занимается личным пиаром. Но мы регулярно собираемся, наш сектор промышленности оказывает практическую помощь. Более того, часть денег пойдет через наш сектор. Юрий Гурдин выступает как координатор-организатор, а текущую работу делают многие подразделения, в том числе город.
- Газпром провел детальные геологоразведочные работы на Татьяновской структуре, которые выявили ее непригодность для создания ПХГ. Разведочные лицензии на эти структуры решено досрочно вернуть государству. Располагаете ли вы информацией об этом? Говорит ли это о том, что Газпром не будет строить ПХГ в Томской области? Предполагает ли подписанная с Газпромом программа газификации создание этого хранилища, будут ли вноситься изменения?
- Нет, подземного хранилища в программе газификации заложено не могло быть. По вектору магистрали Газпром продолжает изыскания, он не потерял надежду на то, что подходящие разломы будут обнаружены. По крайней мере, крупная стратегическая геология дает надежду на это. Я думаю, что ПХГ могут и у нас построить. Но это не федеральная и не областная власть, поэтому прогнозировать, какое они примут решение - дело неблагодарное. То, что они могут - это слово здесь подходит.
К слову, о программе газификации региона - она увеличилась еще на одну составляющую - на реализацию газомоторного топлива. Цель - вывести его на уровень рядового потребления. Виталий Алексеевич Зубков назначен руководителем 100% "дочки" Газпрома "Газпром газомоторное топливо". Эта структура будет концентрировать в себе все активы по газпромовскому газомоторному топливу в стране и будет их развивать. Точка зрения Зубкова такова - не нужно размывать средства зря, образно говоря, не нужно каждому давать по 100 миллионов - лучше целевым образом выбрать несколько пилотных регионов и довести их до уровня среднеевропейской страны по потреблению и показаниям максимального эффекта, по обустройству рукавов движения, чтобы была реальная возможность всегда заправиться. И тогда нет никаких сомнений, что пойдет реальное развитие, потому что топливо это в 2-3 раза дешевле, чем бензин.
- Одним из таких регионов может стать Томская область?
- Подписанную бумагу я еще не видел, но неоднократно говорилось, и я осмелюсь предположить, что Томская область будет таким регионом. Но мы не ждем у моря погоды, двигаемся сами. В частности, проводим совещания, на которых собираем всех, кто занимается газомоторным топливом - мы пытаемся объединить их всех за одним столом.
Участвует в развитии газомоторного топлива порядка пяти структур. "Газпром трансгаз Томск" планирует построить несколько станций, и "Газпром межрегионгаз" тоже собирается несколько станций поставить, и "Газпромбанк инвест" пришел с живыми серьезными предложениями по развитию заправочных пунктов, мини-СПГ и станций. Также автопроизводители заявляются, чтобы мы помогли им, а они бесплатно поставят большие центры сервисного обслуживания оборудования. Например, КамАЗ попросил разрешения войти в проект - хочет поставить свой региональный центр, который будет, в том числе, обслуживать газобаллонное оборудование, тяжелую технику. Раньше каждая компания старалась двигаться самостоятельно, а теперь мы стараемся объединить их всех за одним столом. Наша максимальная задача - "положить" всех в один проект.
- Что можно сказать об инвестициях в этот проект?
- "Трансгаз" говорит о четырех заправках, в моем понимании это 100-120 миллионов рублей за каждую - это уже полмиллиарда. "Межрегионгаз" вместе с нами подписался на эту программу до 2015 года, так что у них вместе со средствами областного бюджета заложено порядка 600 миллионов рублей, это средства, утвержденные программой газификации. На эти деньги МРГ построит четыре заправки: в Мельниково, Асино, Томске, Северске. "Газпром газомоторное топливо" очень большие суммы озвучивает, но они начнутся не с 2013 года, так как в этом году они сделают только сеть, начнут проектирование. Но это все реально. "Газпромбанк инвест" о конкретных деньгах сейчас не говорит, но если рассуждать о тех проектах, о которых мы с ними говорили, то они готовы показывать свои материалы по строительству заводов СПГ, средняя стоимость мини-СПГ - 100-150 млн рублей. Главное, что речь везде идет о реальных деньгах и конкретных действиях.
- Существует ли в областной администрации оценка объемов добычи нефти, газа и конденсата в 2013 году?
- На 2013 год плановые объемы добычи совсем немного больше 2012 года - 12 миллионов тонн по нефти, 4,5 миллиарда кубов газа и порядка полумиллиона тонн конденсата. При этом порядка 2 миллиардов кубов газа из направляемого в магистральный газопровод - это ПНГ. Это важно, поскольку длительное время лицензионные обязательства по высокому проценту использования попутного нефтяного газа выполнялись очень тяжело. Сейчас есть позитивные результаты, все повернулись лицом к этому вопросу.
При этом надо понимать, что добыча нефти в Томской области снижается, начиная с 2006 года. И природные процессы мы остановить не можем. Сейчас мы закрепились на каком-то одном уровне для того, чтобы не активизировать после пика снижение. Допустим, добиться какого-то пика добычи, все взорвать и сломать, а потом пойти на резкое снижение. Мы, как администрация, в этом не заинтересованы. И нефтяники, и инвесторы тоже заинтересованы в сохранении объемов добычи на более длительный срок.
Администрация будет активизировать программу работы с малыми недропользователями, поскольку с несколько меньшей рентабельностью, но высокой эффективностью можно работать на малых объемах и в длительные сроки докачивать, добирать старый фонд. Эта работа тоже активно ведется в основных районах нефтедобычи.
- Будут ли применяться налоговые послабления для малых недропользователей, которые чувствуют всю трудность добычи нефти из-за высокой обводненности скважин? В некоторых случаях добыча становится нерентабельной.
- Добровольно, без какого-то катаклизма, никто ни разу никуда не уходил. Конечно же, сейчас и на федеральном уровне рассматриваются законодательные проекты о том, каким образом действительно поддержать так называемую "малую нефтянку", но в моем понимании это должна быть поддержка не за счет уменьшения требований к безопасности, экологии, поддержанию средств на сохранение окружающей среды и так далее.
- Леонид Михайлович, дайте оценку перспектив работы малых недропользователей, в которых задействован иностранный капитал (Imperial, Petrogrand, Petroneft)?
- Мы не делаем для них никаких исключений. В моем понимании, отличие иностранного капитала от российского капитала, занимающегося реальным производством на российской земле, только в том, что акционеры говорят на другом языке. 99% работающих на территории РФ работников этих компаний свободно владеют русским языком, поскольку они являются представителями российских национальностей. Русские, татары, буряты, кто угодно. Меньше всего англичан и китайцев - только в лесопромышленном комплексе китайцы пытались завезти своих рабочих, но мы не дали этого сделать. Мы четко контролируем количество инженерного и менеджментского состава китайского происхождения.
- Возможен ли такой сценарий, что в этом году "Томскнефть" с "полки" по добыче сорвется вниз?
- Нет такой вероятности. Мне известны их инвестиционные показатели. Мы с губернатором планируем поездку для ознакомления с конкретной инвестиционной программой на месте. Подчеркну, что это поездка не для контроля и ругания, а только потому, что мы в этом немножко понимаем и в свою очередь думаем о том, чтобы еще больше предусмотреть здоровое участие Роснефти и Газпромнефти на территории Томского региона.
- Предыдущий заместитель губернатора по недропользованию предлагал "Томскнефти" продать лицензии на некоторые месторождения, которыми они не занимаются в силу нехватки средств или сил, однако тогда компания отказалась. Какова нынешняя позиция томских властей по этому вопросу?
- А какая нам разница, кто быстрее вычерпает нефть? Одна "Томскнефть" или 10 еще каких-то компаний? Наша с вами нефть как природный ресурс дает время подготовиться к тому, чтобы стать развитым промышленным регионом, не сидящим на углеводородной игле. Я не вижу никакого смысла в продаже лицензий. Наличие запаса нефти помогает крупному нефтянику повышать свою капитализацию за счет запасов, а это нам выгодно, что его капитализация выше в экономике. Кроме того, он имеет возможность контролировать свои инвестиционные процессы, планировать поддержание добычи на полке, когда что из резерва вставить, что дополнительно раскачать. Когда у тебя есть возможность маневрировать, ты в состоянии более эффективно вести хозяйство, чем если ты пришел на небольшое месторождение, взорвал его, выкачал за три года и убежал. Я считаю, что в экономике должно быть место всему - и крупной добыче, и малой добыче, которая подбирает все, что неэффективно для крупной. Это жизнь.
- В последнее время плотно идет обсуждение перспектив Северской ТЭЦ. Какие меры уже приняты для повышения эффективности ее работы, как планируется развивать ТЭЦ? Что вы можете сказать о планах Интер РАО по покупке ТЭЦ? Каков наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий?
- Северская ТЭЦ - это один из активно и позитивно двигающихся бизнес-проектов. Она была построена очень давно, в 50-е годы прошлого века. В 90-е годы американцы ее немного модернизировали с помощью старого оборудования. Поэтому сегодня у ТВЭЛа есть конкретные проблемы с эффективностью ее функционирования. Естественно, эффективность такого крупного энергетического объекта, как Северская ТЭЦ, снижается - а она может выдавать 400 МВт электрогенерации, не говоря уже о тепле - пол-области отапливать. Для того чтобы этот объект стал эффективным и с точки зрения региона и принимал активное участие в генерации, в создании наших промышленных парков, и активно выдавал на город, ее нужно привести в более эффективное состояние.
Для этого создана рабочая группа, которую я возглавляю. Мы не просто собираемся каждый месяц - мы создали достаточно эффективное управление проектом, создали две подгруппы, одну правовую, одну техническую. Первая подгруппа под председательством технического директора ОАО "ТГК-11" Михаила Шахова занимается выработкой предложений по повышению эффективности. Вторая подгруппа под председательством начальника отдела корпоративного управления ОАО "СХК" Владимира Пекулова занимается выделением имущественного комплекса ТЭЦ в отдельное юридическое лицо. Вопрос о наиболее эффективной работе ТЭЦ будет стоять только после выделения ее в отдельное юрлицо. Тогда и поговорим о ее реализации стороннему инвестору. Например, Интер РАО.
Кстати, про Интер РАО сложилось неверное мнение о том, что они категорически отказались от этого объекта. И вкладывать в их уста слова "вы нам дайте 2 миллиарда, тогда мы ее возьмем" тоже неверно. Дело в том, что у Росатома были планы на реконструкцию ТЭЦ и приведение ее в соответствие с современными требованиями.
- Завершились ли переговоры с AGC Glass? Принято ли какое-то определенное решение по строительству стекольного завода в Сибири?
- Переговоры идут, но объективно замедлились. Сейчас мы готовим встречу губернатора непосредственно с президентом японской компании. Такой встречи раньше не было. И мы хотим ее подготовить как позитивную, а не просто кофе попить. Поэтому сейчас ищем, чем максимально заинтересовать этого инвестора, чтобы исправить экономически не устраивающие его моменты, связанные с нашей логистикой.
Мы пошли на такие неординарные шаги как принятие постановления губернатора о поддержке крупных инвесторов, связанные и со льготами налога на имущество, и с налогом на прибыль. В частности, БОПП-пленка СИБУРа - нам удалось открыть этот проект стоимостью 2,5 миллиарда рублей, только предоставив беспрецедентные льготы, которые все равно оставляют для нас этот проект плюсовым. Взрывным он для нас станет только года через три после начала производства. Первые три года он будет просто плюсовой - рабочие места, НДФЛ. Это нужно делать, потому что процесс захода в регион внешнего бизнеса должен быть необратимым в добром понимании этого слова.
- Будут ли власти Томской области заниматься развитием Бакчарского железорудного узла?
- Мы занимаемся этим проектом в спокойном режиме. Одна из проблем - это оформление железорудных проявлений. В прошлые годы вся та работа, которая была проведена, не имела под собой оформления, документов. Там нет даже маленьких кусочков, оформленных как месторождение. Люди приходят к нам разговаривать, как индийцы, которые предложили нам участвовать совместно в дальнейшей работе, а дать им нечего, кроме венчурного участия.
- Какие индийцы?
- Это крупная металлургическая индийская компания - Concast Group. Вопрос с ними не решен, но мы находимся в стадии разработки соглашения между нами о намерениях по совместному продолжению всех изыскательских работ. О сроках пока что ничего не могу сказать, потому что мы отправили им свою версию соглашения, мяч на их стороне, теперь ждем ответа. Если они будут в этом участвовать финансово, то в соответствии с действующим законодательством мы сможем предоставить им "право первой ночи" на месторождении.
Я человек, "больной" организацией проектов. В моем понимании управленческий проект - это единственная возможность при наличии каких-то денег, ног, рук и головы что-то сделать. Если процессом не управлять, то разговаривать можно вечно.
- Томская область обладает некоторыми запасами бурого угля. Считаете ли вы эти запасы промышленными и насколько возможно в ближайшем будущем начать добычу?
- 8-9 марта состоится Ганноверская выставка. Может быть, я бы туда и не поехал, но немцы обещали нам показать работающую на бурых углях станцию замкнутого типа, то есть ничего не выплевывающую в природу. Она выдает по электрогенерации более 400 МВт, а из отходов еще и природный газ сама себе делает, и золу перерабатывает.
В вопросе бурого угля мы опять-таки столкнулись с проблемами прошлого наследия - все делалось, но активно не оформлялось. Мы на уровне нашей чиновничьей работы находимся на стадии оформления Таловских запасов именно в месторождение бурых углей. А параллельно с этим пойдет этот немецкий проект. Я везу в Ганновер наших инженеров. Если все, что говорят немцы, правда, и мы своими глазами увидим производственный объект и убедимся, что это не обычная угольная станция, а современный объект, который работает с бурым углем, то можете не сомневаться, что этот проект будет реализовываться.
Было очень много споров по качествам этих углей, по дорогому способу их добычи, но если появляется производственный объект, который говорит, что химия вашего угля такая же, как химия нашего угля, что это есть и работает, то у меня нет сомнений в том, что референтность победит.