Эксклюзив 18 октября 2012 г. 15:36

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту В.Гридин: "Ключевая задача у нас прежняя: всемерное обеспечение безопасности на транспорте"

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту В.Гридин: "Ключевая задача у нас прежняя: всемерное обеспечение безопасности на транспорте"

Владимир Гридин с 2007 года – уже второй созыв подряд – становится депутатом Государственной Думы РФ от Кемеровской области от партии "Единая Россия". В парламенте страны занимает должность заместителя председателя комитета по транспорту. Доктор экономических наук. Почетный железнодорожник РФ.

- Владимир Григорьевич, начало парламентского сезона депутаты традиционно проводят в своих общественных приемных, общаясь с избирателями. В отличие от сессий, эта работа от глаз общественности обычно скрыта. Расскажите, с какими пожеланиями к власти приходят к Вам кузбассовцы?

- Прием избирателей в своем округе я веду уже пятый год. В четырех самых крупных городах Кузбасса - Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Березовском, а также Новокузнецком районе – постоянно работают мои общественные приемные. Кстати, они работают каждый день: с людьми встречаются мои помощники. Но, когда выпадает региональная неделя, сам приезжаю сюда и выслушиваю избирателей. За это время удалось реально помочь многим жителям Кузбасса.

Обычно приходят те, кто не может добиться решения проблем с помощью местных властей. Жилищное и коммунальное хозяйства – вот две отрасли, которые чаще всего создают "благодатную" почву для обращений и жалоб граждан. С проблемами ЖКХ приходят восемь из десяти посетителей. Люди, столкнувшись с черствостью, бездействием различных служб и ведомств в муниципалитете, идут к депутату Госдумы. Выход из ситуации, чаще всего, я нахожу на месте.

Нередко бывает и так: законодательно проблема решена, и у человека, казалось бы, не должно быть повода для беспокойства. Но в конкретной ситуации, в реальной жизни все происходит по-другому. Например, семья получила земельный участок в окрестностях Журавлевых гор – в Кемеровском сельском районе – и построила на нем дом. В этом доме проживает их сын. Они знают, что, согласно разъяснениям высших судебных инстанций страны, сын может быть зарегистрирован по месту жительства. Однако в Кемеровском районе с регистрацией сыну отказывают. Говорят: не положено, и точка! А без регистрации нельзя устроиться на работу, нельзя получить полис обязательного медицинского страхования и так далее. Я взялся помочь, сделал депутатский запрос, хочу выяснить, почему и на какой стадии в районе не срабатывает механизм исполнения решений, в том числе Конституционного суда РФ. Думаю, что сумею защитить права земляка.

Очень много забот у тех, кто проживает на подработанных шахтами территориях. Шахту закрыли, а проблема осталась. У жителей одной из улиц поселка Ягуновка в колодцах, построенных еще в 40-50-х годах прошлого века, вода стала непригодной не только для питья, но и для хозяйственных нужд. Год назад муниципальные власти обещали провести водопровод. Однако обещания не выполняются. Пришлось мне взяться за это дело.

Нередко на приеме избиратели просят внести поправки в действующее законодательство, объясняют, какие законы надо изменить, чем их дополнить и почему. С такими предложениями приходят представители партий, образовательных учреждений, ветераны.

- Что Вы, как депутат, работавший в российском парламенте и предыдущего созыва, можете сказать о звучащих в СМИ обвинениях в адрес Госдумы нынешнего созыва - о большом количестве "спорных законопроектов"? Так, противоречивые мнения высказываются о принятых законах о митингах, клевете, некоммерческих организациях (НКО)…

- В народе говорят: не так страшен черт, как его малюют! Считаю, что, цель новых правовых норм, о которых Вы говорите, - усиление ответственности граждан и организаций за свои действия и негативные последствия этих действий. Например, весь смысл законодательных поправок об НКО, насколько я понимаю их авторов, нацелен на то, чтобы сделать эти организации более прозрачными. Уточнить: кто из НКО финансируется за счет России, а кто существует за счет иностранных источников. Этот закон ничего не запрещает, он не запретительный. Его цель - сделать деятельность НКО на территории страны прозрачной, вне зависимости от того, кем они финансируются - Госдепом США или "Газпромом". Закон направлен на организацию общественного контроля над работой объединений. Потому что известная мудрость не зря гласит: кто платит, тот и заказывает музыку. Избиратели и соответствующие инстанции должны это знать, чтобы понимать, за что бьется тот или иной представитель НКО.

Также и новый закон о митингах не запрещает проведение митинга. Но если митинг привел к нарушениям общественного порядка, если в результате пострадали люди, витрины, автомобили и так далее, организаторы должны нести ответственность. Логика проста: организовываешь протест - согласуй время и место, гарантируй порядок. Так действует государство и на Западе. И нам надо учиться жить в условиях порядка, а не беспорядка.

Как показывают опросы общественного мнения, законодательное усиление ответственности поддержано большинством российского общества. Рядовые граждане устали от безответственности, разгильдяйства во всех сферах деятельности. Леса горят, спутники и самолеты падают, корабли тонут, происходят аварии на электростанциях, на заводах, в воинских частях. Виноватых в трагедиях, если и находят, то они нередко несут ничтожную ответственность. Их коллеги не извлекают для себя уроков из этих трагедий и снова идут на нарушения, все повторяется вновь.

Отсутствие у людей чувства ответственности может в итоге привести к катастрофическим последствиям. Как показывает жизнь, ради заработка летчики садятся за штурвал не готовыми к полету, капитаны выводят в рейсы неисправные, переполненные пассажирами суда, которые по идее уже пора списать. Результат безответственности – сотни жертв. Так что существующая лояльная правовая база показывает свою несостоятельность в рыночных условиях, нуждается в обновлении.

Считается, что ответственность нужно воспитывать. Согласен. Но только одним воспитанием навести порядок не удается: сюжеты о пьянстве за рулем не сходят с экранов телевизоров, но почти ежедневно приходят все новые вести о гибели людей на дорогах из-за пьяных водителей. Что делать в ситуации, когда Россия ежегодно теряет в ДТП почти по 30 тысяч своих граждан? Не получается по-хорошему отучить от вождения машины, если выпил. А раз не хватает каких-то морально-нравственных ограничений, значит, нужны законодательные. Поэтому в Госдуме рассматривают необходимость ужесточить ответственность за езду в пьяном виде.

Недавно вступил в силу федеральный закон N131-ФЗ, направленный на усиление безопасности на общественном городском и наземном электрическом транспорте, внутреннем водном транспорте. В работе у депутатов законодательное усиление ответственности за соблюдение безопасности на железнодорожном, воздушном транспорте.

Поэтому, по-моему, законопослушным россиянам нечего бояться новых законов.

- Владимир Григорьевич, скажите, в разработке каких законопроектов участвовали лично Вы? В чем их актуальность?

- Ну, например, в работе над проектом закона о почетном звании "Город трудовой славы". Постоянно помню, что избран от Кузбасса, поэтому работаю над законами для шахтеров.

По просьбе губернатора Амана Тулеева мы вместе с коллегами-депутатами Татьяной Алексеевой, Борисом Михалевым и другими инициировали ряд поправок в законы, касающиеся вопросов государственного регулирования в области добычи и использования угля, социальной защиты работников угольной промышленности, изменений в Трудовой кодекс РФ для горняков, занятых на подземных работах.

Особо хочу выделить законопроект о дополнениях в федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Он направлен на повышение безопасности труда на угольных и других предприятиях со сложными горно-геологическими условиями и закрепляет обязательное периодическое повышение квалификации и аттестации работников организаций по добыче угля (горючих сланцев). В перечень попадают специалисты, которые руководят горными и взрывными работами, чьи должностные обязанности связаны со специальными знаниями в этой сфере деятельности. Закон четко устанавливает срок повышения квалификации и аттестации. Она будет проводиться не реже одного раза в пять лет.

Непосредственно участвую в законодательной работе над федеральными проектами законов, касающихся транспортной сферы. Например, принимал участие в создании федерального закона N154738-5 "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации". Вспомните, еще недавно техосмотр превращался в серьезную проблему для автомобилистов. Что было неудивительно: бесконтрольность тех, кто его проводил, длинные очереди, придирки к автомобилю, которые нередко заканчивались вымогательством... И самое главное, после такого "техосмотра" не было никаких гарантий, что машина действительно исправна, тем более, что должностные лица, выдающие талон, никак не отвечали за последующее состояние машины.

Теперь новый закон устанавливает гарантии защиты прав и интересов участников этой процедуры. Предусматривается создание сертифицированных центров обязательного технического осмотра, которые будут этим заниматься вместо ГИБДД. Сокращен перечень документов, которые владельцы транспорта должны предоставлять при прохождении техосмотра. В частности, они освобождаются от необходимости представлять медсправку. Четко прописан перечень оснований при отказе в техосмотре. Предусмотрена методика определения размера стоимости этой услуги в регионах. Ушел в историю талон техосмотра. Вместо него на авто заводим диагностическую карту. Она – основание для получения полиса ОСАГО, постоянно возить с собой ее не надо. Электронный вариант карты будет занесен в единую автоматизированную информационную систему ТО на пять лет. При этом документ будет действителен, даже если сменится собственник машины.

Вместе с коллегами продолжаем работу над федеральным законом N325624-5 "Правила дорожного движения в Российской Федерации". На сегодняшний день действующие ПДД утверждены постановлением правительства РФ, являются подзаконным актом. В то же время, в большинстве стран Европы, Америки, Азии правила движения и поведения водителей, пешеходов и других участников дорожного движения являются публичным правом, которым придан статус закона. Совершенно очевидно, что и в нашей стране ПДД должны обрести статус федерального закона. Считаю, Дума к концу нынешней сессии начнет рассматривать этот документ.

- Активному продвижению экспорта кузбасского угля препятствует неблагоприятная ситуация, сложившая с железнодорожными перевозками. В одном из своих выступлений Вы говорили, что федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ" был принят еще в 2003 году и нуждается в доработке в соответствии с изменившимися реалиями. Какую работу ведет комитет по транспорту в этом направлении?

- На самом деле, проблема очень серьезная. Сегодня ОАО "РЖД" активно вошло в рынок. Именно в связи с этим в действующем законодательстве о ЖД образовалось много "пробелов", оно отстало от времени.

Один из главных выводов, сделанных экспертами по ходу реформы железнодорожного транспорта - без регулятора на железной дороге начинается хаос. В результате транспортная составляющая в цене перевозимого товара, в том числе угля, значительно выросла за короткий период времени. Это делает бессмысленной работу шахтеров: уголь, доставленный вагонами в порт, становится убыточным, неконкурентоспособным в сравнении с углем из других государств.

А ведь бюджет Кузбасса на 60% зависит от угольной отрасли. Это финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, системы ЖКХ, зарплат бюджетников, социальных выплат. Ломается жизнь целого региона. В общероссийском объеме экспортируемого угля кузбасский уголь составляет 80%. Продукция региона идет в 47 стран мира. И число экспортеров, как ожидается, будет еще увеличиваться. Сегодня в Кузбассе сложилась критическая ситуация по отправке топлива. Вагоны в наличии есть, но пути забиты, продукция фактически не вывозится. На складах угледобывающих предприятий скопилось 13 миллионов тонн угля, что втрое превышает норматив. И эта проблема - не только Кузбасса, но и других регионов России.

Как считают специалисты, "РЖД" - это компания с изначально заложенным конфликтом интересов. Государство дало ей право управлять железнодорожной инфраструктурой в интересах всей страны. С одной стороны, это государственная компания, а с другой - коммерческая, целью которой является получение прибыли. Появление каких-то дополнительных регуляторов ей, естественно, не нравится. Но если мы обратимся к мировому опыту, увидим, что везде, где владелец инфраструктуры и перевозчик объединены в одном лице, есть государственный орган, который занимается технологическим регулированием отрасли.

Вот почему нуждается в переработке федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ". Он был принят в 2003 году, когда рыночные отношения еще не касались железной дороги напрямую. Сегодня многое переменилось, появились операторские компании, возникла конкуренция и даже неразбериха, о чем говорят руководители российских субъектов. Все это требует новых правовых подходов к проблеме.

Конечно, наш комитет по транспорту не сидит сложа руки. Вместе с правительством, Минтрансом, руководством ОАО "РЖД" идет напряженная работа. В первую очередь, надо привести ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" в соответствие с требованиями дня. В новой редакции закон должен учитывать, что действия железнодорожных перевозчиков и их конкуренция между собой должны происходить в равных условиях государственного регулирования их деятельности. В закон должны быть внесены изменения, которые установят основу для взаимодействия перевозчика и оператора подвижного состава, регламентируют объем ответственности участников перевозочного процесса.

Необходима разработка других правовых актов для взаимодействия владельцев инфраструктуры и перевозчиков, регулирования деятельности операторов подвижного состава. Сегодня идет работа над поправками в базовые федеральные законы о железнодорожном транспорте, в том числе о составе его инфраструктуры.

Законодательство должно учитывать реалии рынка перевозок, объем которых будет увеличиваться. По прогнозу авторов "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года", принятой правительством РФ в 2008 году, прогнозируется погрузка в вагоны в 2030 году в объеме около 2 миллионов тонн (с ростом к уровню 2007 года в 1,47 раза). Грузооборот - в объеме 3 миллиардов тонно-километров (с ростом к уровню 2007 года в 1,46 раза). Сохранение значения Кузбасса как основного поставщика угля вызовет рост перевозок: в 1,3-1,6 раза на выходах из Кузбасса на запад, и в 1,5-1,8 раза - на восток. Эти прогнозы уже начинают сбываться.

Также по оценкам экспертов, к 2030 году протяженность скоростных и высокоскоростных магистралей в России может составить почти 12 тысяч километров. Хозяйство - огромное, надо им толково распорядиться в интересах всех, а не только в интересах ведомства.

Поэтому для создания конкурентной среды предусматривается развитие системы государственного тарифного регулирования. И эта система должна быть законодательно защищена. Закон должен обеспечивать проведение гибкой тарифной политики, учитывающей географические и социально-экономические условия товарных рынков России. Надо обеспечить баланс интересов государства, пользователей услуг и предприятий железнодорожного транспорта. Пересмотреть действующие правила перевозок на железнодорожном транспорте и разработать новые, соответствующие более высокому уровню развития экономики

- До конца года какие еще особо актуальные законопроекты Вы планируете выносить на обсуждение?

- Уверен, что текущая осенняя сессия будет плодотворной, уже подготовлено для рассмотрения пять законопроектов. Члены нашего комитета исходят из того, что сегодня необходим системный подход в области транспорта, который предоставляет услуги организациям и населению. Хотя, ключевая задача прежняя: всемерное обеспечение безопасности на транспорте. Ежедневно транспортом пользуются миллионы людей, их передвижение должно быть не только доступным, комфортным, но и не опасным.

Знаковым событием года стало вступление России в ВТО. И наша задача - оперативно реагировать на потребности рынка, продиктованные новыми условиями. В частности, в доработке нуждается процедура регулирования транзитных перевозок, в том числе, смешанных, когда груз доставляется сначала по морю, потом - железной дорогой и автотранспортом. Нового законодательства требует развитие транспортной инфраструктуры, формирование перспективных направлений развития транспорта, внедрение инноваций в организацию процессов и технологий доставки людей и грузов. Это касается всех видов транспорта.

Повестку дня активно формирует экспертный Совет нашего комитета. Только за прошедшую весеннюю сессию на Совете рассмотрены десятки законодательных инициатив, идет тщательный профессиональный отбор. Итоги работы комитета в этом созыве Думы таковы: за весеннюю сессию принято восемь федеральных законов, из них уже четыре подписаны президентом РФ и два приняты в третьем чтении.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще