17 августа в 13:55 по местному времени на 1857-ом км реки Иртыш (около поселка Новая станица) на судовом ходу произошло столкновение пассажирского теплохода на подводных крыльях "Полесье-8" с несамоходной баржей "Б-908", перевозившей песок, которую вел буксир-толкач "РТ-817". В результате столкновения шесть человек погибло, 43 человека пострадало, в том числе восемь детей. Омским следственным отделом на транспорте Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР по факту столкновения судов возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ.
Западно-Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту крушения теплохода "Полесье-8", о результатах которой агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал Западно-Сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.
- Сергей Валерьевич, каких организаций и ведомств коснулась проверка?
- Было проверено соблюдение законодательства РФ о безопасности на внутреннем водном транспорте в деятельности как самого ОАО "Омский речной порт (владелец теплохода "Полесье-8"), так и контролирующих органов: Обь-Иртышского управления Госморречнадзора, Обь-Иртышского филиала "Российского речного регистра" и ФБУ "Обь-Иртышводпуть".
Если говорить в целом, то трагедия стала печальным итогом различных нарушений законодательства, допущенных не только капитаном судна, но и судовладельцем, и различными органами, на которых в силу закона возложен контроль за соблюдением требований безопасности на воде.
Могу отметить, что в работе "Омского речного порта" выявлены существенные нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров внутренним водным и морским транспортом, утвержденным постановлением правительства РФ от 6 марта 2012 года.
"Омский речной порт" осуществляет перевозки на пяти судах по прогулочным, дачным, экскурсионным маршрутам. В число этих судов входил и теплоход "Полесье-8".
Как установлено, порт не заключил с бассейновым органом государственного управления – ФБУ "Обь-Иртышводпуть" договоры о диспетчерском регулировании движения судов, и судоходство фактически осуществлялось без госконтроля со стороны этой организации. Более того, должностное лицо, ответственное за безопасность эксплуатации судов, на предприятии фактически отсутствовало.
Выяснилось, что эти обязанности формально были возложены на старшего капитана-наставника службы эксплуатации флота. Однако сам капитан-наставник рассказал, что с приказом его никто не знакомил и обязанностей этих он не исполнял.
По данному факту Омский транспортный прокурор направил материалы в орган предварительного расследования для проведения проверки на предмет наличия в действиях должностных лиц порта состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ - служебного подлога.
- Был ли в порядке сам теплоход "Полесье-8", обеспечивались ли условия для безопасного судоходства?
- Проверка показала, что теплоход только 15 июля текущего года был включен в перечень объектов, используемых для пассажирских перевозок, то есть для осуществления лицензируемого вида деятельности, вместе с тем 13 и 14 июля перевозки также осуществлялись, но в отсутствие лицензии. При этом продажа билетов на рейсы теплоход "Полесье-8" началась еще 11 июля.
В итоге по постановлению прокурора Омский речной порт и его руководитель были оштрафованы на 100 тыс. рублей и 20 тыс. рублей соответственно, впоследствии приказ Госморечнадзора от 28 июня 2013 года о переоформлении ОАО "Омский речной порт" лицензии на осуществление перевозок пассажиров признан незаконным и отменен, а сама лицензия признана недействительной.
Что касается второй части вопроса – было установлено, что "Омский речной порт" вопреки требованиям закона не создал диспетчерскую службу. Эти функции на предприятии выполняли всего лишь два диспетчерских пункта в составе одного старшего диспетчера на одном пункте и одного диспетчера службы пассажирских перевозок на другом.
Фактически диспетчеры занимались расстановкой флота, определением мест стоянки и причаливания, выдачей производственных заданий и ежесуточным доведением до судоводителей метеорологической и путевой информации из Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей. При этом порядок взаимодействия диспетчеров порта с комсоставом флота локальными правовыми актами предприятия также урегулирован не был, а диспетчерские пункты оборудованы только УКВ-радиостанциями ближнего радиуса действия (5-7 км), что исключало возможность их радиосвязи с судами, находящимися на дальних расстояниях.
- Известно, что по факту выхода на линию нетрезвого капитана было возбуждено уголовное дело о халатности. Как в Омском речном порту обстояли дела с предрейсовыми, да и послерейсовыми осмотрами? Идет ли речь о единичном случае?
- Судя по результатам проверки, говорить о том, что этот факт был единичным, не приходится. Во всяком случае, каких-либо документов регламентирующих проведение медосмотров, в порту разработано не было.
Тем не менее, 7 декабря прошлого года "Омский речной порт" заключил договор с Западно-Сибирским медицинским центром Федерального медико-биологического агентства на оказание порту медицинских услуг, причем предрейсовые и послерейсовые медосмотры плавсостава в их число не входили.
Фактически же медосмотр судоводителей проводился в одном из помещений на территории речного порта, а в отношении плавсостава пассажирского флота – во временном помещении диспетчерского пункта ССП на причале Омского речного вокзала. Указанное помещение, как установлено, не соответствует санитарным нормам, поскольку оно не оборудовано пунктом для приема анализов, источником проточной воды, необходимым оборудованием, в том числе алкотестерами.
Соответственно, предрейсовые медосмотры проводились формально без использования средств медицинской техники, позволяющих определить, в каком состоянии находится человек.
Кроме этого, в конце апреля текущего года речпорт заключил с неким физическим лицом договор подряда на проведение предрейсовых медицинских освидетельствований членов экипажей пассажирского флота. Ежемесячная оплата за наличный расчет в размере 3450 рублей в месяц по данному договору осуществлялась по актам выполненных работ с мая по 13 августа.
При этом, как оказалось, подрядчик в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован и лицензии на медицинскую деятельность не имеет. По постановлению прокурора он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 тыс. рублей. Материалы по данному факту также направлены в следственные органы.
- А кто проводил осмотр капитана "Полесье-8" в день аварии?
- На дату транспортного происшествия медицинское обслуживание плавсостава входило в обязанности врио заведующей здравпунктом – фельдшера, действовавшей на основании приказа Западно-Сибирского медицинского центра Федерального медико-биологического агентства.
Однако проверка установила, что 17 августа фельдшер предрейсовый осмотр капитана судна "Полесье-8" не проводила, тем не менее, в журнал освидетельствований плавсостава ею были внесены заведомо ложные сведения о положительных результатах медицинского осмотра капитана, как в этот день, так и в следующий.
Как было установлено после трагедии, капитан-механик Юрий Ратько, управлявший теплоходом "Полесье-8", находился в состоянии алкогольного опьянения, при судебно-химическом исследовании в его крови был обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,03 промилле.
Оценка действиям этого фельдшера будет дана в рамках уголовного дела, возбужденного по факту транспортного происшествия.
- Какие еще нарушения выявлены в ОАО "Омский речной порт"?
- Для осуществления посадки-высадки пассажиров на суда ОАО "Омский речной порт" использует 12 понтонов, размещенных в остановочных пунктах. Однако они не поставлены на регистровый и государственный бассейновый учеты и эксплуатируются без документов Российского речного регистра.
Вопреки Кодексу внутренних водных путей с момента ввода в эксплуатацию для освидетельствования органам Российского речного регистра указанные понтоны не предъявлялись, на слипе (в доке) не поднимались, на предмет безопасности эксплуатации не обследовались. Ввиду этого в суд направлено заявление о запрете их эксплуатации, которое сейчас находится на рассмотрении.
Также выяснилось, что кассиры ОАО "Омский речной порт" не выдавали пассажирам билеты в подтверждение заключенных договоров перевозки, вместо них оформлялись чеки о приеме денежных средств от пассажиров с использованием контрольно-кассовых аппаратов.
Отсутствие билетов на бланках установленной формы существенно осложняло возможности пассажиров по возмещению материального ущерба и морального вреда в случае отмены рейсов, их задержек или предоставления иной некачественной услуги по пассажирской перевозке.
В деятельности ОАО "Омский речной порт" выявлены также нарушения требований трудового законодательства отсутствия производственного контроля, необеспечения безопасности работников при эксплуатации оборудования, не проведения технического обслуживания причальных стенок и многие другие.
По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования, в том числе судебного понуждения.
- Хотел бы вернуться к одному из предыдущих вопросов. Был ли теплоход "Полесье-8" исправен технически, в частности, обеспечен средствами связи?
- Этот теплоход был построен в 1989 году на верфи ПО "Белсудостройремонт" в Гомеле. Его пассажировместимость – 53 человека, валовая вместимость – 144 куб. м.
По документам Российского речного регистра первоначально теплоход эксплуатировался в Омском порту Иртышского речного пароходства, впоследствии – ОАО "Омский речной порт".
В процессе эксплуатации класс судна не менялся, повреждений судна в эксплуатации по данным регистра не установлено, фактов выявления непригодного к плаванию состояния судна до 2013 года не обнаружено.
Однако органами Российского речного регистра систематически выдвигались требования о проведении технического обслуживания его электроприборов и электропроводки, иные требования поддержания технической годности механизмов и оборудования.
С 2007 года Обь-Иртышский филиалом введены ограничения по району плавания судна в связи с отсутствием полного комплекса средств радиосвязи. Летом текущего года эксперт Российского речного регистра допустил судно к эксплуатации с УКВ-радиостанцией, покрывающей 5-7 км маршрута из 60 км, при условии обязательного наличия на борту двух комплектов мобильных телефонов на оставшемся участке.
Как показала проверка, это решение создало непосредственную угрозу безопасности судоходства. Дело в том, что 17 августа, то есть в день происшествия, на месте столкновения УКВ-связь теплохода "Полесье-8" с судами отсутствовала ввиду удаления от диспетчерского пункта, а сигнал мобильной связи экранировался Южным железнодорожным мостом Омска. О происшествии стало известно лишь благодаря наличию связи на другом судне.
- А техническое состояние самого теплохода? Кто и как его контролировал?
- В ходе проверки выявлен ряд нарушений в деятельности эксперта Обь-Иртышского филиала Росречрегистра при проведении очередного освидетельствования судна.
В частности, 2 июля текущего года в Обь-Иртышский филиал поступила заявка ОАО "Омский речной порт" на такое освидетельствование судна "Полесье-8".
В этот же день эксперт выдал акт освидетельствования судна на подъемном механизме, которым признал его негодным к плаванию из-за износа центральной поршневой группы главного двигателя М-400, а также неисправности электрооборудования.
Однако, как выяснилось, судно на слипе не поднималось и в этот день находилось на причале. Также выяснилось, что двигатель, о котором шла речь в акте, был заменен на новый еще в мае-июне 2013 года.
Таким образом, фактически Обь-Иртышское управление Росречрегистра на предприятие для предлицензионного контроля не выходило, что же касается фиктивного акта проверки, то он был составлен по уже имевшейся в управлении (но устаревшей и не обновленной) информации.
По фактам нарушений, выявленных в деятельности Обь-Иртышского филиала Росречрегистра, Западно-Сибирским транспортным прокурором внесено представление в ФАУ "Российской Речной Регистр".
- Как Вы думаете, случившаяся трагедия - это частный случай или закономерность?
- В целом ситуация показательна с точки зрения неэффективности работы государственных органов, которые должны обеспечивать соблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте. Неисполнение ими своих обязанностей сформировало среди владельцев транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществляющих свою деятельность в пределах Омской области, пренебрежительное отношение к требованиям законодательства в сфере безопасности на воде.