Сибирь / Эксклюзив 22 мая 2012 г. 12:00

Западно-Сибирский транспортный прокурор С.Феоктистов: "Наша конечная цель – чтобы на транспорте не происходило трагедий"

Западно-Сибирский транспортный прокурор С.Феоктистов: "Наша конечная цель – чтобы на транспорте не происходило трагедий"

 - Сергей Валерьевич, как в целом можно охарактеризовать общее состояние законности на транспорте?

– Наглядно состояние законности в данной сфере может показать статистика. Только в 2011 году при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства транспортными прокурорами выявлено свыше 20 тысяч нарушений закона, послуживших основанием для внесения около 2 тысяч представлений, по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено свыше полутора тысяч лиц.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что причины неблагополучного состояния законности в сфере транспортной безопасности не в последнюю очередь кроются в системных упущениях в работе государственных органов контроля и надзора. Во многих случаях мы сталкиваемся с отсутствием принципиальной, жесткой позиции контролирующих органов в отношении нарушителей закона. Далеко не всегда инспекторами ставятся вопросы об ответственности должностных лиц, контролируется выполнение собственных предписаний. Правонарушители необоснованно освобождаются от административной ответственности, либо легко избегают ее в связи с истечением срока давности по причине несвоевременного возбуждения административных дел.

Примеров подобных упущений более чем достаточно. Так, серьезные недостатки выявлены в работе теруправления Росавиации в Красноярском крае. Установлены многочисленные факты волокиты и бездействия должностных лиц при расследовании авиаинцидентов, затягивания сроков расследования, нарушения правил расследования авиапроисшествий, отрицательно влияющие на безопасность полетов. Безусловно, все эти недочеты в деятельности органов контроля (надзора) негативно сказываются на состоянии законности в сфере транспорта.

Многочисленные нарушения закона выявлены транспортными прокурорами в деятельности филиалов ФГУ "Российский речной регистр". Так, установлены факты незаконной выдачи Западно-Сибирским филиалом ФГУ "Российский речной регистр" разрешительных документов, а также необоснованного продления ранее выданных свидетельств; необоснованного переноса сроков очередного и классификационного освидетельствований пассажирских и грузовых судов. В ходе проверки деятельности территориальных подразделений ГИМС МЧС России выявлены многочисленные факты незаконной регистрации крупногабаритных судов в качестве маломерных. Совершение подобных действий позволяло судовладельцам необоснованно минимизировать расходы на обеспечение безопасности плавания, так как технические требования к маломерным судам существенно ниже. Не исключена и личная, корыстная заинтересованность государственных инспекторов ГИМС МЧС России в указанной регистрации.

Кроме того, в ряде случаев данные об обучении и практической подготовке слушателей судовождению были сфальсифицированы. В частности, Новосибирским транспортным прокурором при проверке соблюдения порядка сдачи экзаменов на право управления маломерными судами установлено, что вопреки закону практическая часть экзамена (проверка навыков судовождения) у 35 слушателей фактически не принималась. Абаканским, Енисейским и Новосибирским транспортными прокурорами выявлены факты выдачи документов на право управления маломерными судами вообще без сдачи квалификационных экзаменов.

- Насколько часто в результате проверок по инициативе прокуратуры возбуждаются уголовные дела?

– Только в 2011 году по материалам Западно-Сибирской транспортной прокуратуры возбуждено 107 уголовных дел. Приведу несколько примеров, наиболее значимых.

Новокузнецким транспортным прокурором возбуждены уголовные дела в отношении коммерсантов, бравшихся за ремонт важнейших узлов железнодорожных локомотивов и получавших за это немалые денежные суммы. На деле никакого ремонта не происходило, все ограничивалось составлением необходимых документов и продлением срока службы. Есть уверенность, что вскоре мошенники предстанут перед судом.

Уже в начале 2012 года нами утверждено обвинительное заключение и направлено в суд уголовное дело в отношении группы из пяти сотрудников Кемеровской таможни, обвиняемых в получении взятки и служебном подлоге, а также двух участников внешнеэкономической деятельности, обвиняемых в даче взятки. Необходимо отметить устойчивый и длительный характер преступной связи: незаконное сотрудничество таможенников и коммерсантов длилось с 2006 года на протяжении четырех лет.

- Насколько часто наказывают именно руководство, а не рядовых исполнителей?

– Безусловно, у каждого руководителя весьма широк круг полномочий, а значит, и возможностей избежать ответственности. Однако, по нашему мнению, и спрос с начальников любого уровня должен быть особым, и наказание за допущенные правонарушения – ощутимым.

В 2011 году заместителем Западно-Сибирского транспортного прокурора утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего руководителя Западно-Сибирского управления государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 3 ст. 159 УК РФ. Следствием установлено, что он злоупотребил своими должностными полномочиями, выполняя полеты в ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в должности командира воздушного судна и пилота-инструктора, где он работал по совместительству, не сообщая в кадровую службу федерального органа управления о своем отсутствии на рабочем месте и получая при этом заработную плату на чиновничьей должности. В результате мошеннических действий Западно-Сибирскому управлению государственного авиационного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта был причинен ущерб в размере более 100 тысяч рублей, серьезно пострадал авторитет государственной власти. Уголовное дело направлено в Центральный районный суд Новосибирска для рассмотрения по существу.

Также дожидается своего приговора в Ленинском районном суде Омска бывший руководитель межрегионального органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, злоупотребивший своими полномочиями при расходовании средств бюджетного учреждения и причинивший ущерб государству на сумму более 4 млн рублей.

– А что касается ценообразования, часто ли перевозчики нарушают его процедуру? Вы этот вопрос отслеживаете?

– Да, мы уделяем этому особое внимание. Недавно Кемеровской транспортной прокуратурой по результатам осуществления мониторинга цен на авиабилеты в управление федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была направлена информация о необоснованном завышении цен на авиабилеты одной из авиакомпаний.

УФАС по Кемеровской области подтвердило позицию прокурора, что авиакомпания применяла необоснованно высокие тарифы экономического класса на перевозку пассажиров по маршруту Кемерово-Москва-Кемерово относительно нормальных тарифов, установленных другими авиакомпаниями, чем был нарушен установленный законом порядок формирования таких тарифов. В настоящее время УФАС по Кемеровской области возбуждено антимонопольное дело, проводится расследование.

- Насколько часто от потребителей утаивают информацию о рейсах и перевозчиках?

– Такое случается довольно часто. При этом авиапредприятиями такие нарушения допускаются на системной основе. Не соблюдаются правила не только о предоставлении информации, но и об оказании обязательных услуг. Например, в случае задержек и отмен авиарейсов – услуг на бесплатное питание и проживание в гостиницах.

К примеру, Енисейским транспортным прокурором внесено представление руководителю "КрасАвиа" по фактам задержки авиарейса, неправомерного отказа в авиаперевозке пассажирам и непредставления им информации об отмене авиарейса.

По вине работников ООО ПКФ "КатэкАвиа" в 2011 году в аэропорту Красноярск (Черемшанка) допущена задержка авиарейса на 25 часов 45 минут, при этом вопреки требованиям законодательства пассажиры задержанного рейса не были своевременно обеспечены прохладительными напитками, не размещены в гостинице.

В случае наиболее грубых нарушений прав потребителей мы инициируем возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение правил и условий лицензии. Эта мера наиболее эффективно дисциплинирует перевозчика, поскольку помимо солидного штрафа угрожает лишением лицензии.

Новосибирской транспортной прокуратурой выявлены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении ОАО "Авиакомпания "Сибирь" перевозок пассажиров.

Установлено, что ОАО "Авиакомпания "Сибирь" отменено выполнение регулярного рейса по маршруту Новосибирск-Пхукет (Тайланд). Перевозка пассажиров рейса организована вновь созданным чартерным рейсом по маршруту Новосибирск-Иркутск-Пхукет с вылетом из аэропорта Толмачево. Вопреки требованиям ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, п.п. 72,76 Правил ОАО "Авиакомпания "Сибирь" не выполнила регулярный рейс в связи с отменой, не связанной с обеспечением условий безопасности полетов, авиационной безопасности, требованием уполномоченных органов; не проинформировала своих пассажиров о причине отмены рейса. По постановлению Новосибирского транспортного прокурора ОАО "Авиакомпания "Сибирь" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей. Кроме того, генеральному директору ОАО "Авиакомпания "Сибирь" внесено представление.

- Как вы считаете, какова причина того, что у нас много нарушений выявляется после трагедий? В чем причина такой халатности собственников?

- В средствах массовой информации в последнее время распространено мнение, что все проверки органы контроля и надзора проводят только после трагедий. Нельзя с этим согласиться. Да, после каждого факта транспортного происшествия, тем более с человеческими жертвами, проверяющие работают с особой тщательностью, но сказать, что до этого ничего не делается, нельзя.

Например, проверки соблюдения законодательства на железнодорожном, водном и воздушном транспорте нами проводятся не реже одного раза в год. При этом необходимо отметить, что данные проверки планируются и проводятся на постоянной основе, вне зависимости от конкретных трагических событий, и наша конечная цель и задача заключаются именно в том, чтобы таких событий не происходило.

Если же говорить о причинах халатности собственников, следствием которой и являются трагические события на транспорте, в том числе и с человеческими жертвами, то объяснить их причину можно лишь желанием заработать в ущерб безопасности людей. В отсутствии надлежащего контроля со стороны государства невозможно исключить соблазн владельца воздушного судна приобрести на "черном" рынке отработавший свой срок авиагрегат стоимостью в разы дешевле нового. В условиях недостаточного финансирования нельзя говорить о надлежащей подготовке летного состава на устаревших тренажерах по сокращенным в угоду финансовым соображениям методическим программам.

К сожалению, подобные факты выявляются и в Западно-Сибирском регионе.

- И последний вопрос. Сергей Валерьевич, в этом году прокуратура России отмечает свое 290-летие, а Западно-Сибирская транспортная прокуратура свое пятилетие. Какие наиболее важные приоритетные задачи стоят сегодня перед транспортными прокурорами?

– Действительно, 2012 год – юбилейный для Российской прокуратуры. Но хотел бы отметить, что специализированные прокуратуры как неотъемлемая часть единой прокурорской системы появились не сразу, а спустя более двух столетий после ее образования.

Территория, на которую были распространены надзорные полномочия транспортных прокуроров Западной Сибири, включает девять субъектов самого крупного в стране Сибирского федерального округа, государственную границу на севере по Ледовитому океану, на юге – с Казахстаном, Монголией и Китаем, наиболее протяженный участок Транссибирской магистрали, водные артерии Обского и Енисейского бассейнов.

Основными, приоритетными направлениями деятельности Западно-Сибирской транспортной прокуратуры стали обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, внутреннего водного транспорта, защита прав пассажиров, сохранность федерального имущества в сфере транспорта и законность распоряжения им, надзор за деятельностью органов государственного контроля (надзора) на транспорте, таможенных органов, соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности.

Благодаря активности транспортных прокуроров, за последние три года задолженность работодателей-транспортников на территории Западной Сибири сократилась с 0,5 млрд до 12 млн рублей. Тысячи работников транспортной сферы получили законное вознаграждение за труд. Немаловажная деталь: благодаря принципиальной позиции транспортных прокуроров, в 2011 году по результатам рассмотрения каждого нашего представления виновные были наказаны.

Однако мы не намерены успокаиваться и останавливаться на достигнутом. Как любая организация, заинтересованная в улучшении качества своей работы и ее результата, мы стремимся к дальнейшему совершенствованию надзора и видим неиспользованные резервы. В частности, прокурорам поставлена задача наладить более тесное взаимодействие с общественными и профсоюзными организациями, трудовыми коллективами. Так сказать, пойти в народ.