Барнаул. 13 ноября. ИНТЕРФАКС - Автотранспортные компании Алтайского края, занимающиеся перевозками грузов, до сих пор не могут получить ранее заказанные бортовые устройства, использование которых для грузовиков массой свыше 12 тонн станет обязательным с 15 ноября.
"Мы заказали 300 бортовых устройств (системы "Платон" - ИФ), которые будут фиксировать пройденный автомобилями путь. Но ни одно из них до сих пор нам не предоставлено. При этом нам сразу сказали, что не смогут одновременно обеспечить всех необходимым количеством", - сообщил "Интерфаксу" юрист ООО "Алт Авто" (крупнейший грузоперевозчик в Алтайском крае, занимается перевозками по России, странам СНГ и Европы) Руслан Ищенко.
По его словам, в сфере региональных грузоперевозок может наступить коллапс, если владельцы большегрузов приостановят использование автопарка до тех пор, пока машины не будут оснащены бортовыми системами "Платон".
"Скорее всего, первое время все будут нарушать, и ездить без бортовых устройств. Ведь у каждого грузоперевозчика есть обязательства перед клиентами, неисполнение которых влечет штрафные санкции. Плюс ко всему автомобили находятся в разных частях страны и за рубежом. Если их все пригнать на площадку и ждать бортовых устройств, то возникнет транспортный коллапс", - убежден Р.Ищенко.
В торгово-транспортной компании "АвтоИдеал" также считают, что вступающее в силу нововведение приведет к проблемам. Компания использует как собственный автопарк, так и привлекает большегрузы около 100 частных владельцев. Пока ни одна машина не оснащена бортовым устройством. Большинство водителей уже сейчас отказывается выезжать на рейсы, чтобы 15 ноября не оказаться на федеральной трассе. Перспективы работы после 15 ноября еще более туманны.
"Водители растеряны, они не знают, где брать эти бортовые устройства, куда обращаться за консультацией. Ничего не понятно, но зато точно известно, что будут серьезные штрафы за нарушения. Коллапса не избежать. Звонят грузоотправители, которые просто не знают, что делать - как отправлять свою продукцию", - заявила "Интерфаксу" менеджер-логист "АвтоИдеала" Анастасия Субботина.
Автопарк барнаульской компании "Транс Экспресс" также не имеет бортовых устройств. "Этих устройств просто нет в наличии. Мы точно не знаем, будет ли вообще с 15 числа действовать плата за проезд по федеральным трассам. Больше вопросов, чем ответов", - сказала "Интерфаксу" сотрудница компании.
В транспортной компании "АвтоФорсаж" считают, что введение платы за проезд по федеральным трассам вызовет трудности, по крайней мере, в первое время. Участникам рынка придется включать дополнительные расходы в стоимость услуг. "В итоге все это отразится на обычном потребителе", - сказал "Интерфаксу" представитель компании.
По оценкам алтайских компаний, тарифы на перевозки, к примеру, из Барнаула в Москву вырастут на 10%. Тарифы на перевозки уже пересчитаны и начнут действовать с момента введения платного проезда - с 15 ноября.
В свою очередь региональный представитель Федерации автовладельцев России в Алтайском крае Виктор Клепиков отметил, что по его информации, 15 ноября владельцы большегрузов региона проведут акцию протеста против нововведения.
Как сообщалось, с 15 ноября в России должна заработать система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Тариф системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн при движении по федеральным трассам общего пользования до 29 февраля 2016 года будет установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года - 3,06 рубля.
Предполагается, что дальнобойщики будут оплачивать проезд заранее, оплачивая поездки через систему "Платон". При этом фиксировать пройденный грузовиком путь необходимо с помощью бортового устройства системы, которое зарегистрированные в системе перевозчики могут получить бесплатно. Правительство также разрешило использовать и сторонние бортовые устройства, работающие по технологии ГЛОНАСС/GPS, - требования к ним должен установить Минтранс РФ. Кроме того, проезд можно оплатить, оформив маршрутную карту (она может быть как бумажной, так и электронной). В случае, если система взимания платы установит, что бортового устройства в кабине большегруза нет, или что собственник грузовика не приобрел маршрутную карту, то ему придет письмо с квитанцией о штрафе от ГИБДД на 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей при первом нарушении (при повторном штраф составит 50 тыс. рублей), для юрлиц - на 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о введении плоской шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тыс. рублей.
В среду по всей России прокатилась волна акций протеста перевозчиков против введения платы. Участники акций требовали внести изменения в методику расчета тарифов и порядок их оплаты. В связи с введением нового сбора ряд перевозчиков уже объявил о 30%-ном повышении тарифов на свои услуги.