Барнаул. 17 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Алтайский бизнес переживает вторую волну паники из-за кризиса, во время которой нужно открывать новые возможности для предпринимательства, заявила директор "Алтайского центра финансового консалтинга" Татьяна Листратова во время встречи с представителями региональных компаний в Алтайской торгово-промышленной палате в четверг.
"Первая волна паники была эмоциональная, она прошла в конце прошлого года, сейчас вторая волна началась с депрессивной окраской. Думали, что вот оно счастье, близко, и почти год прошел после кризиса, но нет. Универсальных рецептов по выходу из кризиса нет. (…) Для одной половины компаний эти меняющиеся условия открыли новые рынки сбыта, для другой - наоборот", - сказала Т.Листратова.
По ее словам, сейчас переживают непростые времена компании, чьи услуги и товары направлены на потребителя из среднего класса, который сократил свои расходы. Речь идет не только о производителях, но и о торговом секторе. Также усилился в регионе процесс поглощения микробизнеса крупными холдингами.
В то же время, как уточнила Т.Листратова "Интерфаксу", в Алтайском крае получили новый импульс для развития предприятия оборонного комплекса, на которых размещены серьезные госзаказы, и туристические компании за счет того, что жители России из-за падения курса рубля стали больше отдыхать внутри страны и, в частности, на Алтае. Также новые возможности открылись для тех, чей бизнес строится вокруг этих отраслей. К примеру, вырос спрос на спецодежду, в частности на рабочие перчатки.
"В основном с рынка уходят мелкие предприятия, но для них возникают новые возможности. Если говорить про моих клиентов, то у меня два предпринимателя очень выгодно продали свой бизнес тем, кто их поглощал. Это сфера торговли продуктами. На таких выгодных условиях в другие времена они просто не смогли бы продать свое дело - вплоть до каждого удлинителя", - сказала она.
В ходе мероприятия предприниматели края называли массу как положительных, так и отрицательных тенденций, которые им принес кризис.
"В целом кризис принес больше негативного, чем положительных аспектов. Первое - это снижение покупательского спроса, второе - это проблема со своевременностью оплаты поставок. Санкции также немного влияют на нас. У нас открыто представительство в Австралии. И мы покупаем австралийские доллары, но из-за санкций у нас покупка занимает 8 дней вместо одного, как ранее. Хотя у нас достаточный запас прочности, и мы продолжаем реализацию нашего крупного проекта по строительству фармзавода (он позволит компании втрое увеличить мощности - до 9 млрд таблеток в год - ИФ), который будет введен в эксплуатацию, как и планировалось, в 2017 году", - сказал руководитель планово-экономической службы ЗАО "Эвалар" Алексей Липин.
Представитель ЗАО "Машзавод" (выпускает сельхозтехнику) сообщил, что из-за санкций и падения курса рубля стало проблематично и невыгодно ввозить в РФ импортную сельхозтехнику, поэтому объемы производства предприятия с начала года увеличились в 1,4 раза.
"В кризис у нас появились заказы из Казахстана, Израиля, Европы и США. То есть мы стали интересны для иностранных клиентов, потому что из-за курсовой разницы теперь у нас это дешевле, чем у них. В итоге мы за последний год открыли офисы в Казахстане, Питере, Москве. Оборот компании в этом году вырос в 1,5 раза", - отметил генеральный директор ООО "Митра" (занимается брэндингом, разработкой сайтов, интернет-рекламой, оптимизацией бизнес-процессов) Михаил Фаст.
Каждый из участников мероприятия обратил внимание на то, что в кризис закрылись какие-то направления деятельности, но появились новые, еще более интересные. Как заметил руководитель группы компаний "Рубль" (занимается интернет-рекламой) Виталий Романов "развиваться в кризис стало сложнее, но интереснее".