Сибирь / Новости 25 июля 2011 г. 15:23

Десять россиян переплыли Лох-Несс в память о подводниках, 50 лет назад устранявших аварию на подлодке К-19

Новосибирск. 25 июня. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Российские "моржи" вернулись из Шотландии, где прошел заплыв в холодной воде знаменитого озера Лох-Несс, посвященный 50-летию аварии на советской атомной подводной лодке К-19.

Президент новосибирской региональной общественной организации Федерации холодового плавания Николай Глушков рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь", что в заплыве 10 июля участвовало 10 человек, в том числе четверо новосибирцев.

"Пожалуй, сильнее всего принимающая сторона удивилась, когда им стало понятно, что мы будем плыть в воде температурой 8 градусов без гидрокостюмов и какого-либо утепления", - рассказал Н.Глушков.

Быстрее всех, за 36 - 37 минут дистанцию в 1,9 км преодолели "моржи" из Новосибирска - 32-летний Евгений Бахирев и сам 58-летний Николай Глушков.

Он отметил, что заплыв во многом стал возможен благодаря усилиям капитана К-19 Олега Адамова, который сейчас живет в Новосибирске.

"Идея возникла еще в 2007 году, старт откладывался, зато сейчас совпал с 50-летием этой знаменательной даты, которую хорошо помнят на Западе", - отметил собеседник агентства.

Он не исключил, что российские "моржи" вернутся в Лох-Несс для проведения более суровых соревнований.

"Обсуждается возможность эстафеты общей протяженностью 35 км, в которой примут участие 7 человек - вот там мы намерены установить новое достижение не скорость", - сказал Н.Глушков.

К-19 - первый советский атомный ракетоносец, имевший на борту ядерные ракеты. За многочисленные аварии лодка получила на флоте прозвище "Хиросима".

В июле 1961 г. в Северной Атлантике, в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора К-19, ставшая первой ядерной аварией на отечественном подводном корабле. Температура в активной зоне превысила 400 градусов, возникла опасность разрушения реактора. Это могло привести к взрыву лодки и глобальной катастрофе: радиоактивному заражению Мирового океана.

Чтобы охладить реактор, экипаж сумел в аварийных условиях смонтировать систему охлаждения, добиться снижения температуры и спасти лодку.

Несмотря на все усилия по проливке реактора, радиационное загрязнение распространилось на всю лодку, дозы облучения получили 42 члена экипажа, в течение суток скончались 6 человек, позднее - еще 2 человека.

Через сутки после начала аварии, согласно решению командира, весь личный состав был снят на подошедшую дизельную подлодку.

К-19 была отбуксирована в базу, а впоследствии переоборудована и использовалась на флоте до 2003 г.