Сибирь / Новости 29 марта 2013 г. 12:27

К столкновению двух Ми-8 в сентябре в Омской области привели ошибки диспетчера и экипажа одного из вертолетов - МАК

Новосибирск. 29 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила расследование произошедшего 17 сентября 2012 года столкновения двух учебных вертолетов Омского летно-технического колледжа гражданской авиации.

В сообщении МАК говорится, что недостатки в организации учебных полетов в колледже и невыполнение диспетчером технологии работы "при неудовлетворительном ведении осмотрительности и радиоосмотрительности" экипажем одного из вертолетов (Ми-8Т RA 22719) стали причиной столкновения вертолетов Ми-8Т RA 22719 и Ми-8Т RA-22850 в воздухе на этапе выполнения посадки.

В отчете МАК отмечается, что в колледже, в частности, отсутствовали схемы выполнения полетов, разъяснения порядка выполнения полетов по большому и стандартному кругу при выполнении полетов по "Правилам визуальных полетов".

Также не было установленной фразеологии радиообмена между экипажем и диспетчером.

Командир воздушного судна - вертолета Ми-8Т RA-22719 - нарушил запрет на обгон вертолета при движении по кругу, невнимательно прослушивал внешний радиообмен, в результате чего выполнил посадку на площадку N8 фактически без разрешения диспетчера. Также он не выдерживал безопасное расстояние до идущего впереди вертолета.

Установлено, что в командно-диспетчерском пункте был повышенный уровень шума, при этом на ближайшей площадке завис еще один вертолет.

Комиссия установила, что диспетчер в нарушение установленного регламента перепутал позывной и при выдаче разрешения на посадку выдал двум вертолетам разрешение на приземление на одной посадочной площадке.

При этом диспетчер не видел процесс приземления вертолетов, поэтому не мог принять меры к предотвращению их столкновения.

Ранее к аналогичным выводам о роли диспетчера в столкновении пришли сотрудники Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Комиссия МАК также отметила, что в зоне полетов и посадки не было дополнительных наблюдающих из числа курсантов, назначение которых предусматривалось.

"Своевременный доклад диспетчеру от наблюдающего в секторе предпосадочного снижения о сближении вертолетов мог предотвратить авиационное происшествие", - говорится в сообщении.

17 сентября на аэродроме в омском городе Калачинск на высоте около 5 метров один из вертолетов при снижении ударил сверху вертолет, который выполнял маневр по зависанию над землей. В результате воздушное судно завалилось на бок.

Командир одного из судов, бортмеханик и курсант получили травмы легкой и средней степени тяжести. Ущерб от аварии оценивается в сумму около 9 млн рублей.

Следственные органы Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР возбудили и расследуют уголовное дело по данному факту.