Новосибирск. 25 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Министр высшего образования и науки Михаил Котюков назвал причины, по которым от российских ученых потребуется большая публикационная активность.
"Количество публикаций, которое сейчас предложено в госзадании, взято не с потолка. Мы посмотрели отчеты институтов за прошлые годы, только не те отчеты, которые нам сдают как учредителю, а те отчеты, которые вывешивают в публичные базы данных. Мы вычли из этих отчетов те проекты, которые финансируются фондами, для корректности", - сказал он на встрече с учеными в Новосибирске в пятницу.
В результате, отметил он, выявились существенные расхождения.
"В отчете учредителю - скромненько, три статьи, а когда отчет обществу, чтобы показать, что мы (институт - ИФ) солидная организация - там 33. И вот сейчас в госзадании мы вместе с Академией наук наводим в этом смысле порядок", - сказал он.
В целом, отметил он, производительность труда ученого определяется как среднее количество хороших публикаций на одного ученого, работающего в стране.
"Мы сегодня по этому показателю от первой пятерки стран мира пока еще отстаем, и чтобы туда прийти, нам нужно этот показатель увеличить примерно в два раза. Сегодня мы примерно на уровне Японии, и за последние пять лет удвоение произошло этих средних показателей", - сказал он.
Между тем, директор Института катализа им.Г.К.Борескова академик Валерий Бухтияров отметил, что для институтов рост необходимого числа публикаций вырастет на 30 - 80%, и не все институты готовы к такому "скачку".
По его мнению, рост числа публикаций должен происходить более плавно.
Ранее о планах Минобрнауки РФ по увеличению числа публикаций в госзадании критически высказался "Клуб 1 июля" - неформальное сообщество ученых, которые в 2013 году выступили против реформы РАН и впоследствии неоднократно высказывало позицию по текущим проблемам развития Академии. В клуб входят российские исследователи, в том числе 31 академик и 37 членов-корреспондентов РАН.
Отвечая на вопрос "Интерфакса", М.Котюков также прокомментировал еще одну тему, которая активно обсуждается в научном сообществе - резкий рост учебной нагрузки на ставку преподавателя.
"Скорее всего, проблем с другой стороны - по-разному идет процесс оптимизации в организациях, в каждом вузе. Никаких системных решений нормативных по этому поводу не принималось. Нагрузка на ставку определена, ее не пересматривали", - сказал он.