Сибирь / Новости 15 сентября 2011 г. 10:02

Кузбасские власти и РЖД определили меры оптимизации отгрузки угля ЖКХ

Кемерово. 15 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Руководство Кемеровской области и Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги определили меры оптимизации отгрузки угля на нужды ЖКХ и энергетики в связи с началом отопительного сезона.

Как сообщила служба корпоративных коммуникаций ЗСЖД - филиала ОАО "РЖД", на прошедшем в обладминистрации совещании первый заместитель губернатора Валентин Мазикин заявил, что сейчас в Кузбассе осуществляют перевозку грузов более 200 операторов, при этом недостатки нормативной базы, регламентирующей перевозки в собственном подвижном составе и его нахождение на инфраструктуре, привели к нерациональному использованию приватных грузовых вагонов.

В свою очередь первый замначальника Западно-Сибирской железной дороги Александр Бородач отметил, что в августе парк порожних полувагонов в области вырос на 430 единиц, однако при этом темпы погрузки снизились, план выполнен на 98,8%.

Среднесуточная погрузка составляет 7241 вагон, что ниже уровня июля на 170 вагонов. Ежесуточно на углепогрузочных станциях остаются неиспользованными около 1,5 тыс. полувагонов различных собственников. Систематически не осваиваются вагоны по станциям Бирюлинская, Мыски, Мереть, подчеркнул первый замглавы ЗСЖД.

В целом в области в среднем в сутки находится более 15 тыс. вагонов, однако, погрузка составляет среднесуточно 6993 вагона при плане 7360 вагонов (различных грузов, не только угля - ИФ).

"Хаотичное поступление приватных вагонов в Кузбасский регион ЗСЖД ведет к нерациональному использованию инфраструктуры, потерям тяговых и маневровых ресурсов, непроизводительному использованию сортировочных мощностей из-за переработки одиночных вагонов, увеличению порожнего пробега и встречному перемещению, в том числе, через лимитирующие участки пути", - цитирует пресс-служба А.Бородача.

В целом в Кузбасском регионе ЗСЖД за 8 месяцев 2011 года погрузка угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 2,3% - до 124 млн тонн. При этом в перевозке угля для ЖКХ участвуют несколько компаний, так, в вагонах ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК" перевезено 72,5% угля от общего объема, в вагонах ООО "Новая перевозочная компания" - 3,4%, ООО "РГ Транс" - 3,8%, ООО "Сибуглеметтранс" - 1,5%.

Пресс-служба отмечает, что, по словам А.Бородача, для проведения отопительного сезона требуется увеличить поставку энергетических углей, пока "эта задача выполняется не на должном уровне".

"В.Мазикин поставил задачу частным операторам, в первую очередь, при погрузке угля приоритет отдавать перевозкам в адрес предприятий ЖКХ и энергетики, а руководителям операторских компаний рассмотреть возможность участия в перевозках углей в адрес предприятий ЖКХ в объемах не менее 15-20%", - говорится в пресс-релизе.

Также в сообщении отмечается, что было принято решение оптимизировать количество операторских компаний, привлекаемых грузоотправителями по станциям погрузки и организовать работу по заключению договоров с операторами подвижного состава на условиях универсальности погрузки.

Как сообщалось, 24 августа гендиректор ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" Андрей Козицын заявлял, что на складах ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (один из крупнейших в РФ поставщиков энергетических углей для ЖКХ и энергетики - ИФ) находится 3 млн тонн угля при норме в 1,5 млн тонн. "Такая ситуация сложилась именно в этом году. В 2010 году тоже были трудности, особенно в августе-сентябре с завозом угля для ЖКХ, но в целом в рамках года мы все равно выходили из ситуации", - отметил он.

В свою очередь пресс-служба ОАО "СУЭК-Кузбасс" сообщила в четверг, что компания также "страдает из-за отсутствия порожняка" - на угольных складах предприятий уже скопилось более 900 тыс. тонн угля. Только с начала сентября компании недопоставлено почти 4 тыс. вагонов, соответственно, потребителям не отправлено 280 тыс. тонн угля. Особенно нехватку вагонов ощущают шахты имени С.М. Кирова, "Котинская", разрезы "Заречный", "Камышанский".

По данным пресс-службы обладминистрации, в настоящее время на складах угледобывающих предприятий находится свыше 10,7 млн тонн угля, что в два раза превышает нормативный запас. За 8 месяцев из-за недостаточного обеспечения вагонами ПГК и ВГК потребителям не отгружено более 4 млн тонн угля.

Ранее, 12 сентября, старший вице-президент ОАО "РЖД" по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников, выступая на Байкальском экономическом форуме, сообщил, что практически завершен этап реформирования отрасли, связанный с развитием конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами. В настоящее время из 1,05 млн российских вагонов 942 тыс. (89%) являются частными.

В то же время он подчеркнул, что по сети РЖД ежедневно курсирует более 100 поездов из порожних частных вагонов, которые перемещаются навстречу друг другу, чего не было несколько десятилетий назад, станции столкнулись с повсеместным увеличением сортировочной работы в связи с необходимостью подбора вагонов конкретных собственников для конкретных грузоотправителей.

Для выхода из сложившейся ситуации предложено внести изменения в законодательство, предусматривающие возложение на операторов подвижного состава обязанностей предоставлять принадлежащие ему вагоны и контейнеры для перевозки грузов любому обратившемуся к нему лицу, что позволит свести к минимуму случаи необоснованных отказов в перевозке.

Кроме того, предлагается, в частности, закрепить за владельцем инфраструктуры право вводить ограничения на перевозки порожних вагонов, перемещение порожних вагоны в места отстоя или на станции предполагаемой приписки при несогласованном нахождении на инфраструктуре. Предлагается также вводить плату за использование путей общего пользования при не согласованном нахождении подвижного состава.