Сибирь / Новости 7 февраля 2012 г. 15:56

МПР вернуло проект инвентаризации объектов-накопителей отходов БЦБК ранее одобренный двумя министерствами

*** Ликвидация отходов БЦБК и рекультивация территорий откладывается минимум на год - ученый

Иркутск. 7 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР) вернуло разработчикам проект "Инвентаризация объектов Байкальской природной территории, на которых накоплен экологический ущерб, связанный с деятельностью прошлых лет", сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" директор Лимнологического института (ЛИН) Сибирского отделения РАН академик Михаил Грачев.

Проект предусматривает ликвидацию 11 прудов-отстойников Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), в которых за время работы предприятия скопилось около 7 млн тонн шлам-лигнина - токсичного отхода целлюлозно-бумажного производства. Заявку в МПР подавало ОАО "Сибгипробум".

"Решение Минприроды откладывает, по крайней мере, на год ликвидацию отходов БЦБК. Этим летом мы хотели рекультивировать первый шламонакопитель комбината, но МПР делает это невозможным", - заявил М.Грачев.

Лимнологический институт совместно с ОАО "Сибгипробум" разработал технологию ликвидации отходов БЦБК, предусматривающую засыпку прудов-отстойников золой с ТЭЦ комбината, рекультивацию шламонакопителей, запечатывание глиной и укладку слоя почвы, чтобы затем высадить на получившихся холмах лес, пояснил ученый. Он подчеркнул, что это позволит полностью изолировать шлам-накопители от грунтовых вод.

"Мы проверили пруды, все они герметичны. Только в одном обнаружена небольшая течь, которую легко можно устранить. Глина тоже не пропускает воду, то есть, отходы будут полностью защищены как снизу, так и сверху", - добавил ученый.

По его словам, 2 февраля проект был одобрен министерством экономического развития и торговли РФ и министерством промышленности и энергетики РФ на совместном заседании. В январе он был поддержан на общественном совете при губернаторе Иркутской области. Ранее, 23 декабря 2011 года, проект был представлен на коллегии МПР, где к нему не было высказано ни одного замечания, напомнил М.Грачев.

"Проект нам вернули из МПР с незначительными замечаниями, большая часть которых касается оформления, то есть, непосредственно к делу не относиться. А некоторые (замечания - ИФ) просто абсурдны", - сказал М.Грачев.

Так, по его словам, среди претензий - отсутствие информации по мышьяковому загрязнению в городе Свирск Иркутской области. "Во-первых, Свирск никогда не угрожал Байкалу, потому что находится в бассейне реки Ангара, вытекающей из озера, а не впадающей в него. Во-вторых, в настоящее время мышьяковое загрязнение находится в стадии ликвидации, то есть, учитывать его в будущем не имеет смысла", - пояснил М.Грачев.

Кроме того, по его словам, в своих замечаниях МПР предлагает рассмотреть вариант вывоза шлам-лигнина с территории БЦБК и захоронения в удаленном от Байкала месте. "Шлам-лигнин представляет собой коллоидную массу. Чтобы транспортировать 7 млн тонн по железной дороге потребуется 70 тыс. цистерн, или тысяча эшелонов. Чтобы погрузить и выгрузить лигнин, необходимо будет построить две железнодорожные ветки - одну к прудам-накопителям, другую к месту захоронения. Обойдется это приблизительно в 50 млрд рублей. Мне кажется это - бессмысленно", - сказал М.Грачев.

Также в письме МПР говорится, что "в материалах не рассмотрены, не проанализированы и не оценены все возможные организационно-технические решения по ликвидации негативного влияния отходов целлюлозно-бумажной промышленности".

На это ученый парировал: "Мы не боги, чтобы оценивать все возможные решения, тем более, за столь короткий период - на подготовку проекта у нас было 52 дня. Мы предложили свое решение, очень реалистичное которое готовили несколько лет. <. . . > Мы - научный институт, бюджетное учреждение. Конечно, предусмотренные на оплату проектных работ 52 млн рублей нам были не лишние. Но и не последние, мы переживем. А "Сибгипробум", направивший МПР залог в размере 15 млн рублей, в результате этого решения может оказаться на грани банкротства", - отметил М.Грачев.

Он подчеркнул, что министерство на данную работу не выделило "ни копейки предоплаты".