Сибирь / Новости 15 мая 2018 г. 12:58

Новосибирские авиастроители разрабатывают "умный" материал для самолетов

Новосибирск. 15 мая. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Специалисты ФГУП "Сибирский НИИ авиации им.С.А.Чаплыгина" (СибНИА) разрабатывают композитный материал, обладающий так называемой "памятью формы", сообщил научный руководитель института Алексей Серьезнов журналистам во вторник.

"Мы идем к тому, чтобы композиционные материалы обладали свойством, которое называется "памятью формы", - сказал он.

А.Серьезнов отметил, что в настоящее время крыло любого летательного аппарата представляет собой достаточно сложную конструкцию, включающую движущиеся части (предкрылки, закрылки и т.д.).

"Возникает щель между основной конструкцией и предкрылком или закрылком. Это, во-первых, повышает уровень шума, во-вторых, возникает ряд проблем, связанных с аэродинамикой этих устройств", - рассказал научный руководитель.

Предполагается, что перспективный материал на основе углепластика позволит создать целостное крыло, передняя или задняя кромки которого отклоняются под воздействием, например, электрического импульса.

В результате, пояснил ученый, крыло самолета в определенном смысле становится похожим на крыло птицы, которое меняет форму в зависимости от фазы полета.

А.Серьезнов сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь", что в композиционный материал включают или пьезоэлементы, на которые подается напряжение, и в результате крыло меняет форму, или вводят металл (сплав титана и никеля), который обладает "памятью формы", восстанавливаемую при нагреве.

"Пока идет отработка начальной стадии технологии. На западе единственное достижение - Airbus сделал небольшую вставку на крыле самолета, чтобы посмотреть, что из этого получится. Катастрофического отставания (в России - ИФ) я не вижу", - сказал он.

Также, по словам А.Серьезнова, проводятся исследования по влиянию наночастиц на характеристики авиакомпозита, а также самовосстанавливающимся материалом.

"В процессе эксплуатации летательного аппарата могут быть удары птиц, град, могут возникать усталостные трещины. Уже существуют материалы, и мы работаем над этим, которые позволяют "заращивать" эти повреждения", - сказал ученый.

В целом, отметил А.Серьезнов, к 2030-2035 гг. ожидается масштабное обновление авиапарка.

"Я думаю, что к этому времени будут уже работать и самовосстанавливающиеся материалы, и интеллектуальные композиционные материалы", - добавил он.

ФГУП "Сибирский НИА им. С.А.Чаплыгина", в соответствии с госконтрактом с Минпромторгом, разрабатывает линейку перспективных самолетов для местных и региональных авиалиний. В СибНИА разработан первый в РФ цельнокомпозитный самолет ТВС-2ДТС, производство которого планируется начать в 2021 г. на Улан-Удэнском авиазаводе.