*** На многих АЗС бензина нет, там, где он есть, цена достигает 50 рублей
Кызыл. 20 мая. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Основной причиной бензинового кризиса, разразившегося в Туве, является зависимость республики от ограниченного количества оптовых поставщиков топлива, считает республиканское министерство промышленности и энергетики.
Кроме этого, свою отрицательную роль в ситуации на рынке ГСМ Тувы сыграло закрытие в апреле на ремонт Ачинского нефтеперерабатывающего завода, основного поставщика ГСМ для региона, говорится в сообщении Минпромэнерго республики.
"Региональные АЗС закупают топливо у 4 сибирских компаний, которые не имеют прямых контактов с нефтеперерабатывающими заводами и являются посредниками второго, а то и третьего уровня. Однако владельцы тувинских АЗС вынуждены работать с ними, поскольку тоже не имеют доступа к прямым сделкам с НПЗ - минимальный объем оптовых продаж с завода начинается от 500 тонн, которые не под силу ни одному из операторов регионального рынка нефтепродуктов", - сказано в сообщении.
Осложняет ситуацию и то, что в перестроечные 90-е годы республика потеряла единственное нефтехранилище, и бензин поступает в Кызыл "с колес". Учитывая, что Тува связана с другими регионами единственной автодорогой М-54, любой форс-мажор на ней вызывает обострение на рынке ГСМ, отмечает министерство.
Республике для стабильного снабжения ГСМ необходимы еженедельные поставки по 500 тонн бензина АИ-92 и АИ-80. Разовые поставки по 100-300 тонн за неделю, которых с вмешательством правительства удалось добиться, не решали сложившуюся проблему. Бензин на многих АЗС республики отсутствовал последние два дня, а там, где его отпускали, цена достигала 35 рублей, а на одной заправке - 50 рублей. Для экстренных служб и пассажирского автотранспорта бензин отпускался по талонам.
Как сообщалось, накануне глава Тувы Шолбан Кара-оол направил телеграмму на имя министра энергетики Сергея Шматко с просьбой оказать содействие в решении проблемы с обеспечением горюче-смазочными материалами.
Премьер отметил, что, несмотря на все принимаемые меры по обеспечению организованного завоза бензина в регион, решить вопрос централизованного фиксированного объема поставок горюче-смазочных материалов для нужд республики не удается.
"Разовые поставки по 100 - 300 тонн за неделю не решают сложившуюся проблему", - отмечалось в обращении.
В четверг состоялся телефонный разговор С.Шматко и Ш.Кара-оола по поводу ситуации с обеспеченностью региона топливом.