Новосибирск. 22 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Проект историко-культурного стандарта, на основе которого будет написан единый школьный учебник по истории России, должен быть существенно скорректирован, считает участник рабочей группы по разработке стандарта, профессор Высшей школы экономики Игорь Данилевский.
"В сентябре начнется очное обсуждение (стандарта - ИФ), сейчас идет заочное, и идет достаточно интенсивно. Те замечания, которые были даны по первому варианту стандарта, очень толковые, и корректировка будет серьезная", - сказал И.Данилевский журналистам в Новосибирске в четверг.
По его мнению, в частности, необходимо изучать российскую историю в контексте мировой.
"Когда мы изучаем историю России отдельно, у нас всегда неизвестно откуда появляются враги, с которыми мы успешно или безуспешно боремся, но, в конце концов, побеждаем, хотя на самом деле это гораздо более широкий контекст взаимодействия со странами и Азии, и Европы, и Ближнего Востока", - сказал И.Данилевский.
Он уточнил, что рабочая группа по разработке историко-культурного стандарта уже внесла в него ряд изменений в части, касающейся так называемых трудных вопросов российской истории, сформулированных учительским сообществом.
"Скажем, борьба норманистов и антинорманистов в школьном курсе истории - это патология, это сугубо политический вопрос, не имеющий к исторической науке никакого отношения. Сейчас это переформулировано: "Образование древнерусского государства и роль варягов", хотя кроме варягов и другие народы принимали участие", - сказал он.
При этом, подчеркнул И.Данилевский, в настоящее время нет оснований полагать, что единый школьный учебник станет своего рода новым "Кратким курсом ВКП(б)".
"Будет несколько линий учебников, видимо, но в рамках единого стандарта", - сказал он, отметив, что в полном смысле слова единый учебник создать, по его мнению, невозможно.
При этом, отметил он, изучение новейшей истории предлагается ограничить 2000 годом.
"Дальше это уже не история, это уже политика", - сказал он, добавив, что рабочая группа поддержала это предложение.
Он также отметил, что оценочных суждений при описании того или иного исторического периода избежать, скорее всего, не удастся.
"Основная оценка - это какая цена была заплачена за то или иное достижение", - сказал историк.
И.Данилевский подчеркнул, что историческое образование дало серьезный сбой после введения ЕГЭ.
"Введение единого государственного экзамена по истории волей-неволей учителей нацелило на то, что они начинают натаскивать ребят к сдаче ЕГЭ, и образования исторического, к сожалению, особенно в старших классах, ребята не получают. Даты, факты, выхолощенные схемы - и схемы не очень удачные", - отметил ученый.
Ранее сопредседатель Российского исторического общества, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян сообщал, что к 1 сентября предполагается обобщить замечания и предложения, поступившие при доработке историко-культурного стандарта.