Томск 8 октября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Благодаря реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в 31 регионе России удалось добиться увеличения зарплаты учителей, считает оператор комплексного проекта модернизации образования (КПМО), ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
"Свершилось (за счет реализации КПМО - ИФ) то, что учитель может иметь 18-24 часа уроков, а получать до 30 тысяч не только за проверку тетрадей, а за счет стимулирующей части и внеурочных видов деятельности", - сообщил А.Адамский на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Томске в четверг.
Так, по его словам, зарплата учителей в Краснодарском крае за счет реализации КПМО выросла как минимум в два раза.
Он подчеркнул, что ключевым эффектом от реализации КПМО является то, что учитель может "получать по максимуму, не прибегая к максимальной нагрузке".
А.Адамский отметил, что 1 декабря 2009 год КПМО, реализуемый в 31 регионе России, в том числе и в Томской области, будет завершен.
Его основными направлениями стали: новая система оплаты труда в школах, подушевое финансирование, новая система оценки качества, развитие сети общественного управления и повышение квалификации.
При этом, по словам А.Адамского, самым сложным является направление по введению новой система оценки качества.
"Потому что перейти от типичной советской системы качества, когда ключевым была оценка по предмету, к системе, чтобы у учителя были разные образовательные достижения, компетентностные и общественно полезные показатели оценки качества - это сложно. Сложно и психологически и нормативно", - подчеркнул А.Адамский.
Другим трудным вопросом реализации КПМО он назвал развитие малокомплектных школ.
"Очевидно, что количество образовательных учреждений и соотношений учитель-ученик не самое оптимальное. Особенно это стало очевидно в условиях кризиса. Невозможно профинансировать в полном объеме ту несоразмерную сеть, которая существует. Но в тоже время это вопрос социальный - малокомплектные сети несут социально-культурную нагрузку, и вопрос в том, чтобы эту нагрузку финансировать не за счет норматива, а дополнительных средств", - сказал А.Адамский.
Он отметил, что в разных регионах по-разному вкладываются в стимулирующую часть выплат педагогам. "В том же Краснодарском крае - было 1 к 10: 10 - регион, 1 - Федерация. Это всего у них получилось порядка 3,5 млрд за время реализации проекта", - сказал А.Адамский.
При этом он подчеркнул, что ключевым вопросом остается объем стимулирующих выплат.
"Стимулирующая выплата должна быть не ниже 20%, иначе она не работает вообще, либо она ухудшает качество образования", - считает А.Адамский.
Он подчеркнул, что, несмотря на завершение КПМО в этом году, основные направления проекта получат дальнейшее развитие в рамках следующей национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Как в свою очередь отметил начальник департамента общего образования администрации Томской области Леонид Глок, 129 школ Томской области (в них обучается 56% школьников региона) приняли участие в эксперименте по переходу на новую систему оплаты труда.
В результате, по словам Л.Глока, за сентябрь-декабрь 2008 года в тех школах, где перешли на новую систему оплаты труда, средняя зарплата педагогов составила более 14,4 тыс. рублей. За январь-август 2009 года этот показатель составил более 15 тысяч рублей.
"На стимулирующие выплаты Томская область в прошлом году направила 30 млн рублей на эти 129 школ. Это плюс их собственному фонду оплаты труда. И в этом году на эти же школы будет выделено 30 млн рублей, но они будут выплачены в 4-м квартале по итогам работы школ за 2009 учебный год", - сказал Л.Глок.
Он отметил, что на реализацию КПМО в прошлом году было потрачено 306 млн рублей из бюджета Томской области и 117 млн рублей направлено из федерального бюджета. "В 2009 году - 122 млн рублей из федерального бюджета и примерно 306 млн рублей из регионального", - добавил он.