Новосибирск. 4 мая. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Технология лазерной сварки металлов, считавшихся ранее несвариваемыми, разработана в Институте теоретической и прикладной механики им.С.А.Христиановича (ИТПМ) Сибирского отделения РАН.
В настоящее время разработчики готовятся к аттестации технологии, сообщает Центр общественных связей СО РАН.
Новая технология может найти применение, прежде всего, в авиации, где можно будет перейти от клепаных соединений (в современном самолете - до 30 млн заклепок) к сварным, что позволит снизить вес без потери прочности.
По словам заместителя директора ИТПМ СО РАН Анатолия Оришича, соединить, например, титан и сталь обычной сваркой можно, однако соединение будет непрочным.
"Удар о колено - и конструкция разлетится по сварному шву. Это и есть несвариваемость металлов: она связана со сложным физическим явлением, которое называют возникновением интерметаллидов - химических соединений, чьи кристаллы очень хрупки", - цитирует ученого Центр общественных связей.
Лазерная сварка, в отличие от классических способов, обладает уникальным свойством - кинжальным проплавлением.
"При сварке лазером формируется в буквальном смысле "кастрюлька". Внутри нее нет вещества, а стенки - из расплавленного металла. В такой кастрюльке можно сварить любой суп, то есть, создать любую композицию", - отметил он.
Благодаря применению наночастиц специальной керамики, которые перемешиваются с материалом в расплаве и становятся центрами кристаллизации, удается избежать образования длинных кристаллов-дендритов, и прочность соединения увеличивается в несколько раз.
Технологию опробовали сначала на однородных материалах, затем ученым удалось соединить титан, сталь и медь.
Фундаментальные свойства получившегося шва - композиционного материала планируется изучить с помощью коллег из Института физики прочности и материаловедения СО РАН (г.Томск) и Института физики металлов Уральского отделения РАН (г.Екатеринбург).
Отмечается также, что новым способом сварки заинтересовались судостроительные предприятия Санкт-Петербурга.