Новосибирск. 28 апреля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Сибирские ученые приступили к исследованиям атмосферы, водных поверхностей и лесов с помощью уникального самолета-лаборатории "Оптик" на базе ТУ-134, сообщает в субботу центр общественных связей СО РАН.
"Аналогов ему в России нет, он включен в перечень уникальных установок Минобрнауки РФ, а по своим базовым характеристикам соответствует лучшим зарубежным экземплярам, имеющимся в США", - приводятся в сообщении слова куратора проекта, заместителя директора Института оптики атмосферы им. В.Е.Зуева СО РАН Бориса Белана.
Самолет оборудован метеокомплексом, аэрозольным, газоаналитическим, спектрофото-радиометрическим и навигационным комплексами, тепловизором, бортовой системой регистрации и другим оборудованием.
С помощью этих приборов можно изучать газовый состав атмосферы, оптически плотные образования, такие, как облака, промышленные загрязнения, продукты аварий, взвешенные вещества (аэрозоли), определять плотность и толщину пленки на водных поверхностях, создавать карты замутненности водоемов в верхнем 30-метровом слое, изучать лесные массивы и т.д.
"Это, в первую очередь, природоохранная отрасль: мы способны оценить качество воздуха и загрязнение подстилающей поверхности, включая водную", - отметил Б.Белан.
Он отметил, что подобные исследования, в том числе по международным программам, велись с 1997 года на самолете-лаборатории на базе Ан-30, принадлежавшего обанкротившемуся "НовосибирскАвиа".
В частности, выполнялись пространственные исследования парниковых и окисляющих атмосферу газов от Новосибирска до Якутска в рамках Международной ассоциированной лаборатории "Масштабные аэронаблюдения Сибирского региона ЯК-АЭРОСИБ".
"После банкротства Новосибирского авиапредприятия, с которым мы сотрудничали с 1975 по 2010 год, встал вопрос: с кем и на какой машине продолжать работы? Ведь накоплены уникальные базы данных, начиная с 1981 года", - подчеркнул ученый.
В дальнейшем СО ран начал сотрудничать с СибНИИА им.Чаплыгина, специалисты которого разработали документы, в частности, на заборники воздуха, самую сложную часть работы на герметичных машинах, и помогли их изготовить.
Оплата всех расходов по эксплуатации воздушного судна идет за счет зарубежных партнеров, однако переход был осуществлен на разовое выделение средств от СО РАН (1,7 млн рублей).
Самолет принадлежит СибНИИА, а научное оборудование - ИОА СО РАН, Институту химической кинетики и горения СО РАН, ГНЦ "Вектор". Базируется он на аэродроме Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова
Б.Белан отметил, что приборная база летающей лаборатории будет совершенствоваться.
"В этом году будет установлен самый точный на сегодня газоанализатор углекислого газа, метана и водяного пара. В следующем году планируется установка микролидара CIMMEL и, если сможем приобрести, масс-спектрометра и спектрофотометра", - уточнил он.