Новости 9 ноября 2020 г. 11:45

Томские ученые нашли в Горном Алтае крупнейшие в Сибири древние рудники

Томск. 9 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Сотрудники археологической лаборатории "Артефакт" Томского госуниверситета (ТГУ) в ходе анализов сотен космоснимков Кош-Агачского района Республики Алтай обнаружили древние шахты, сообщает пресс-служба вуза.

"На некоторых снимках внимание археологов привлекли странные объекты, которые могли быть ямами-шахтами, где древние плавильщики брали руду. Чтобы проверить эту гипотезу, археологи выехали на место и обнаружили более тысячи древних выработок. Это крупнейшие в Сибири древние железные рудники", - говорится в пресс-релизе.

На всех рудниках при поддержке Российского научного фонда была проведена аэрофотосъемка, созданы 3D-модели рельефа и отобраны образцы руды и шлаков для геохимических исследований. Анализ проб поможет археологам точно определить, в какое время разрабатывались эти месторождения.

По словам сотрудницы лаборатории Ольги Зайцевой, развитая металлургия железа в Горном Алтае в середине 1 тыс. н.э. является феноменом - размеры древних железоплавильных печей, сохранившихся с древних времен, не имеют аналогов в Евразии.

"Так, в одной печи производилось столько железа, что его хватило бы для изготовления более 10 тыс. наконечников стрел. Такие технологии могли существовать на Алтае только в случае успешного освоения местных железных руд", - пояснила Зайцева.

Теперь ученым предстоит найти и исследовать множество железоплавильных печей, в которых переплавлялась руда.

ТГУ был открыт в 1888 году. Вуз занял седьмое место в Национальном рейтинге университетов 2020 года, подготовленном международной информационной группой "Интерфакс", сохранив прошлогоднюю позицию.

Теги