Иркутск. 4 сентября. ИНТЕФАКС-СИБИРЬ - Научная экспедиция "Миры" на Байкале завершилась, передает корреспондент агентства "Интерфакс-Сибирь".
Автор проекта - Герой России, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров в пятницу собрал команду исследователей на барже "Метрополия" в поселке Листвянка (Иркутская область), чтобы в последний раз ударить в колокол в этом сезоне.
А.Чилингаров дал высокую оценку научной экспедиции.
"Вы все молодцы! Отработали замечательно, совершив 69 погружений. В прошлом году их было 53. Научная программа выполнена. Это была сложная, кропотливая работа. Экспедиция удачно завершилась, несмотря на то, что сегодня на Байкале штормит и идет снег, и мы не смогли из-за неисправности одного из аппаратов "Мир" поставить последний аккорд - погрузиться в том месте, где обнаружили остатки вагонов поезда, предположительно, времен Гражданской войны. Мы не исключаем, что там может быть "золото Колчака", - сказал А.Чилингаров.
Он подчеркнул, что исследователи будут наставать на продолжении работы на Байкале в 2010 году.
"10 сентября в Иркутске на "круглом столе" будут подведены итоги экспедиции. Ученые подготовят программу дальнейших исследований, и, возможно, наш проект при поддержке РАН продолжится", - отметил А.Чилингаров.
Заместитель директора Института океанологии РАН имени Ширшова геофизик Николай Римский-Корсаков, который в этом сезоне руководил исследованиями на Байкале, рассказал, что в ходе погружений сделаны два очень важных открытия.
"На грязевом вулкане "Санкт-Петербург" открыто месторождение газовых гидратов. При погружении в районе поселка Турка в Бурятии обнаружены уникальные поля гидротермальных трубок. Когда выделяется поток с насыщенными солями, из грунта растет железо-марганцевая трубочка. Это открытие очень важно для познания развития озера, изучения, какие процессы происходят на его дне", - сказал Н.Римский-Корсаков.
Он подчеркнул, что в этом сезоне также было сделано много других наблюдений, собраны уникальные геологические и биологические образцы.
Уже завтра, 5 сентября, начнется консервация аппаратов "Мир", и если вопрос о дальнейшей работе на Байкале решится положительно, то они снова будут зимовать в Иркутске.
Также с командой исследователей встретилась иркутянка Алексанра Соколова. Она передала в подарок А.Чилингарову рог нарвала - обитателя Арктики и высокоширотных акваторий Северной Атлантики.
"Мой покойный муж был капитаном судна и в 60-х годах встречался с Артуром Чилингаровым в Петропавловске-Камчатском. Однажды винт судна, на котором плавал муж, зацепил нарвала. Животное погибло. А его рог, закрученный по спирали, я сама отпилила на память. Муж очень хотел, чтобы этот рог попал именно исследователю Чилингарову. И вот спустя много лет я выполняю его просьбу", - рассказала А.Соколова.
По ее словам, бивень в длину около 70 сантиметров и довольно тяжелый.
А.Чилингаров сказал, что "очень тронут этим великолепным подарком". "Я много лет собираю коллекцию фигурок белых медведей. Рог такого эндемика, как нарвал, - это настоящий сюрприз, о котором я даже не мечтал", - отметил он.
Как сообщалось, международная экспедиция "Миры" на Байкале" начала работу на озере в 2008 году. Программа второго этапа экспедиции составлена исходя из опыта ученых-естествоиспытателей, наработанного в прошлом году. В проекте принимают участие биологи, геологи, палеогеографы. Исследования касаются геологии озера, его флоры и фауны. Также ученые изучают такой уникальный продукт, как байкальская вода.
В прошлом сезоне за полтора месяца активной работы было проведено 53 погружения на дно озера. Это были первые погружения глубоководных аппаратов "Мир" в пресной воде. Самая глубокая точка Байкала, которой достигли "Миры", составляет 1580 метров от поверхности озера, при максимальной глубине озера 1637 м.
Создателями программы исследования глубин Байкала являются три института РАН - Институт Океанологии им. П.П.Ширшова (Москва), Иркутский Лимнологический институт, Байкальский институт природопользования (Улан-Удэ).
Для транспортировки "Миров" в экспедиции используется грузовая баржа-носитель "Метрополия" водоизмещением 1 тыс. тонн. Спуск на воду осуществляется с помощью стотонного автокрана. Исследовательские работы проходят при поддержке инвестиционной компании "Метрополь" через Фонд содействия сохранению озера Байкал.