Кемерово. 15 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Компании-углепогрузчики, которые не ведут угледобычу, но имеют ж/д инфраструктуру в черте городов Кемеровской области, должны сменить профиль деятельности, чтобы снизить влияние на окружающую среду, сообщил губернатор региона Сергей Цивилев на брифинге в пятницу.
"Я дал поручение главам (муниципальных образований - ИФ) - встретиться со всеми владельцами и гендиректорами этих компаний (углепогрузчиков - ИФ). И сделать предложение: в связи с тем, что их деятельность наносит серьезный ущерб экологии, здоровью граждан, разрушает дороги и города, главы должны провести с ними переговоры по изменению профиля деятельности. Если предприятия готовы поменять свой профиль, уйти от работы с углем в населенных пунктах и готовы подписаться на часть компенсационных мероприятий, связанных с нарушением экологии, мы эти предприятия будем поддерживать", - заявил С.Цивилев.
По его словам, в городах и районах южной части Кемеровской области имеется 24 ж/д тупика, которые занимаются углепогрузкой в черте населенных пунктов. "Их даже угольными компаниями назвать нельзя. Они не имеют разрезов, не добывают уголь, не платят налогов, а занимаются перекупкой и перепродажей угля. На что они будут перепрофилироваться - это их предпринимательский риск, но мы им точно не позволим, чтобы они наносили такой колоссальный вред экологии", - заявил губернатор.
Он напомнил, что в конце 1990-х - начале 2000-х в Кузбассе "шла огромная череда банкротств" крупных промышленных предприятий. "Так как это были мощные промпредприятия, они все имели ж/д инфраструктуру, которую раскупили отдельные коммерческие структуры в рамках банкротных процедур. Эта ж/д инфраструктура предназначалась для деятельности предприятий, но не для перевалки угля. И когда частные коммерческие структуры приобрели эти ж/д тупики, они стали их эффективно использовать как раз для сортировки угля и отправки его дальше ж/д транспортом", - отметил губернатор.
Как сообщалось, в понедельник С.Цивилев заявил о планах запретить ж/д погрузку угля в населенных пунктах региона компаниям без лицензий на угледобычу. Он тогда заявил, что уже достигнута договоренность с ОАО "Российские железные дороги", в соответствии с которой на все тупики, которые находятся в черте города, будут направлены предписания о расторжении договоров о поставке вагонов. Вместе с тем, С.Цивилев тогда не предложил компаниям-углепогрузчикам какой-либо альтернативы.
Губернатор тогда добавил, что перевозка угля большегрузами по дорогам общего пользования в населенных пунктах региона должна быть прекращена.
В ходе брифинга в пятницу он заявил, что угольные компании региона прекратят ее до конца 2019 года. "Мы подписываем (с угольными компаниями - ИФ) соглашения, по которым в течение этого года они должны все прекратить автомобильные перевозки (угля - ИФ). Мы не ставим задачу остановить эти предприятия. Мы для каждого предприятия строим отдельную индивидуальную программу (. . .) Для отдельных предприятий, если будут очень веские аргументы, связанные со сроком строительства (альтернативной инфраструктуры доставки угля - ИФ), то, возможно, мы и продлим эту программу еще и на 2020 год. Но это будут отдельные, индивидуальные случаи", - отметил С.Цивилев.
Он привел в пример ООО "Каракан Инвест" которое добывает более 4 млн тонн угля и перевозит весь этот объем автотранспортом по дорогам общего пользования на расстояние 42 км, в том числе через населенные пункты. По словам губернатора, компания обязалась до конца 2019 года построить объездную технологическую дорогу "далеко за пределами населенных пунктов", часть угля во время строительства дороги "Каракан Инвест" будет отправлять через ж/д инфраструктуру других угольных компаний Кузбасса.
ООО "Разрез Кийзасский" (Кемеровская область, находится под управлением УК "Сибантрацит"), по словам губернатора, до конца 2019 года закончит строительство желдороги и "полностью уйдет с погрузочной станции, которая находится в черте города Мыски". Как сообщалось, в конце 2018 года экс-гендиректор "Кийзасского" Николай Зарубин сообщал о планах в 2019 году завершить работы по электрификации ж/д станции разреза в районе г.Мыски, а также закончить проектирование ж/д станции "Лесная", строительство которой в перспективе позволит отказать от транспортировке угля от разреза до желдороги автомобилями-большегрузами. В "Сибантраците" в пятницу отказались прокомментировать "Интерфаксу", о какой желдороге теперь идет речь, назвать ее параметры и обозначить объем вложений в этот проект.