Сибирь / Новости 22 июля 2013 г. 14:24

Вице-губернатор Томской области сомневается в перспективах проекта ВСМ в Сибири

Томск. 22 июля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) из Омска в Красноярск вряд ли может быть реализован при столь низкой плотности населения, считает вице-губернатор Томской области Юрий Гурдин.

"Если говорить честно, я пока не уверен в состоятельности этой идеи. Во всяком случае, имеющиеся у нас аналитические данные говорят, что при существующем пассажиропотоке ВСМ (в Сибири - ИФ) не окупится и за сто лет", - заявил Ю.Гурдин в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь".

По его мнению, для Сибири актуальнее реализовать проект с меньшими скоростями, нацеленный, в том числе, и на сообщение с попутными малыми городами.

Между тем вице-губернатор отметил, что Томская область заинтересована в привлечении инвестиций в инфраструктурные проекты, в том числе транзитные. "Смею вас заверить, что если мы увидим потенциал ВСМ Омск- Красноярск, то будем за него биться и бороться", - сказал он.

Обсуждаемая в РЖД идея строительства ВСМ из Омска в Красноярск предполагает, что трасса дороги пройдет через Кемерово минуя Томск, расположенный в 200 км севернее.

"Это был бы уникальный шанс (в случае, если бы ВСМ прошла через Томск - ИФ) исправить историческую ошибку XIX века, когда Транссиб прошел мимо Томска", - подчеркнул вице-губернатор.

О целесообразности запуска скоростного (со скоростью движения до 160-200 км/ч) пассажирского ж/д сообщения между Красноярском и Новосибирском РЖД заявляли еще в 2010 году. Позднее межведомственная рабочая группа по развитию скоростного и высокоскоростного движения в РФ рекомендовала строить такую линию до 2030 года.

В начале 2013 года первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин также заявлял, что ВСМ Красноярск- Кемерово- Новосибирск могла бы "существенно повысить пропускную способность Транссибирской магистрали". В июне министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что проектирование и строительство магистрали может начаться не ранее 2020 года. По его словам, стоимость проекта в текущих ценах оценивается в 2 трлн рублей.

Вместе с тем за несколько дней до этого замглавы Минтранса Валерий Окулов называл "абсолютно абсурдной" идею строительства скоростной железной дороги между регионами Сибири. "Нет той плотности населения, которая в Европе или в Китае обеспечивает доступность и загрузку таких поездов", - пояснял он. Дешевле и эффективнее развивать малую авиацию и соединять сибирские регионы посредством авиационного сообщения, подчеркивал он. "Мы видим, что силами и ресурсами авиатранспорта с наименьшими финансовыми затратами можно обеспечить качественную транспортную доступность регионов Сибири", - говорил В.Окулов.

Пока же в рамках программы по развитию в РФ высокоскоростных ж/д магистралей в качестве пилотного выбран проект ВСМ Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань протяженностью 803 км. Ее планируется проложить по шести регионам страны с возможным присоединением к ней Урала и Поволжья. Общая стоимость строительства оценивается в 928 млрд рублей. Финансовая схема, как заявлял глава РЖД Владимир Якунин, предполагает вложения 70% со стороны государства и 30% - со стороны бизнеса. Частично проект предполагается профинансировать за счет средств Фонда национального благосостояния. По оценкам М.Соколова, проект этой ВСМ реалистично реализовать к 2019 году.

Полный текст интервью с Ю.Гурдиным опубликован по адресу: https://www.interfax-russia.ru/siberia/exclusives/vice-gubernator-tomskoy-oblasti-b-yu-gurdin-b-prompark-pozvolit-vynesti-zavody-iz-tomska-osvobodiv-mesto-dlya-razvitiya-gorodskoy-sredy .