Чита. 23 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Власти Забайкальского края не согласились с расчетами убытков от пригородных железнодорожных перевозок, которые представила краевому правительству Забайкальская пригородная пассажирская компания (ЗППК): местные чиновники указали на лишних посредников, формирующих структуру расходов.
"Все имущество ЗППК арендует у Забайкальской железной дороги (ЗабЖД, филиал ОАО "Российские железные дороги" - ИФ). Это не совсем логично. Например, при перевозках автомобильным транспортом край не платит за аренду автобусов. Пригородная компания же платит за аренду подвижного состава, техническое обслуживание, текущий и капитальные ремонт, за управление, эксплуатацию и так далее. То есть регион должен оплачивать такие затраты ЗабЖД как зарплата, начисления, аренда, амортизация и другие. Причем чем больше мы платим, тем быстрее растут долги" - заявил и.о. губернатора края Александра Холмогоров, которые привела пресс-служба регионального правительства.
По расчетам, за 9 месяцев 2012 г. убытки ЗППК по перевозке пассажиров составят около 400 млн рублей. Из них более 360 млн рублей должны пойти именно на оплату услуг ЗабЖД: на техническое обслуживание - 12,5%, на текущий и капитальный ремонт - 5%, на аренду вагонов - 6,7%. Оставшиеся 75,8% - это услуги по управлению и эксплуатации, в которые входит содержание штата управления дороги, заработная плата сотрудников и т.д., подчеркивает правительство края. При этом ожидается, что расходы пригородной компании за 9 месяцев составят 478 млн рублей (то есть на продаже билетов при нынешнем уровне тарифов ей удастся заработать только 78 млн рублей).
Учитывая, что основную долю в выпадающих доходах ЗППК составляют расходы на оплату услуг ЗабЖД, правительство края обращалось к руководству перевозчика с просьбой снизить ставки минимум в два раза (расценки Забайкальской ЖД являются одними из самых высоких в России и отличаются от расценок на других железных дорогах в 2-3 раза, замечают местные власти). "Однако был получен отрицательный ответ", - заявил А.Холмогоров.
В этих условиях едва ли не единственным выходом из ситуации власти видят повышение тарифов. "Безусловно, мы не можем повышать их до экономически обоснованного (уровня - ИФ) разом", - говорится в сообщении. Подготовленные местными чиновниками предложения предполагают, что действующие тарифы увеличатся на 20%. Кроме того, предполагается, что исходя из экономически обоснованного уровня тарифа будут рассчитываться за проезд своих сотрудников и сами железнодорожники. Аналогичная схема компенсаций из регионального и федерального бюджетов предлагается и за перевозку льготников.
В то же время предполагается сократить два маршрута - Чернышевск-Букачача и Ксеньевская-Могоча. "Эти меры позволят снизить убытки уже в 2012 г. с 400 до 294 млн рублей. Если говорить об обязательствах правительства региона, то запланированные в бюджете (на 2012 г. - ИФ) 117,7 млн руб. будут перечислены до конца года", - сказал А.Холмогоров. Сейчас эти инициативы обсуждаются с ЗабЖД.
Накануне ЗППК заявила о возможной временной приостановке пригородных перевозок из-за долгов регионального правительства (превысили 250 млн рублей, в 2012 г. они могут составить 675 млн рублей).
Как сообщалось ранее, с 2011 г. пригородные ж/д перевозки в стране осуществляются по новой схеме: субъекты РФ формируют региональный заказ на транспортное обслуживание населения на основе тех расчетов, которые предоставляют регионам локальные перевозчики (при этом в них не входят 99% расходов за пользование инфраструктурой, которая в 2011-2012 годы компенсируется РЖД из федерального бюджета). Разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников субъекты РФ должны возмещать из местного бюджета.
Между тем, часть регионов не в полном объеме возмещает пригородным пассажирским компаниям (ППК) стоимость их услуг (по этой причине, как ранее заявляли РЖД, с конца августа ППК отменят часть электричек). Однако местные власти указывают на непрозрачность структуры затрат пригородных перевозчиков, что не позволяет объективно оценить размер выпадающих доходов. В частности, у регионов существуют вопросы к стоимости аренды подвижного состава.
Кроме того, как отмечает "Коммерсантъ", пятая часть расходов в 2011 году ушла на менеджмент самих компаний. Также не ясен и принцип формирования инфраструктурного тарифа для ППК: пригородные поезда ездят по тем же путям, что и остальные составы. "Выделить долю того или иного типа поездов в себестоимости содержания инфраструктуры нельзя, поэтому министерство транспорта РФ решило установить ее для пригорода в размере 3-4% от общей себестоимости", - говорил ранее изданию источник знакомый с ситуацией.