Новосибирск. 25 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А.Трофимука (ИНГГ, Новосибирск) и сотрудники Института мерзлотоведения им.П.И.Мельникова (Якутск) изучили провалы, формирующиеся неподалеку от Якутска, сообщает пресс-служба ИНГГ.
Отмечается, что воронки образуются из-за термосуффозионных процессов, когда межмерзлотные подземные воды делают мерзлый песок более теплым и выносят песчаный материал.
Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, где есть круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.
"В 500 м к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 "Лена" - конкретно 1102-й и 1103-й километр данного шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России", - говорится в сообщении.
По данным заведующего лабораторией геоэлектрики ИНГГ Владимира Оленченко, непосредственной опасности для трассы А-360 термосуффозионные воронки в данный момент не представляют.
"При этом важно вести регулярный мониторинг - не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты, воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна. Предотвратить такую ситуацию можно, если заранее обнаружить место потенциального образования воронки и изменить течение подземных вод в другом направлении", - говорится в сообщении.
В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой. В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ - в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате дно долины было углублено на 3 метра.
"Ученые ИНГГ СО РАН предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа термосуффозионных воронок", - отмечается в сообщении.
Наблюдения проводились в течение нескольких лет, и на сегодняшний день у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.