Москва. 23 мая. ИНТЕРФАКС - Конституционный суд (КС) РФ не нашел оснований для признания неконституционными законов, которые отменили с 1 января 2015 года нулевую ставку НДПИ с пороговыми условиями для участков недр Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, расположенных полностью или частично в Республике Саха (Якутии), Иркутской области и Красноярском крае.
С жалобой в КС РФ обратилось "дочка" Иркутской нефтяной компании (ИНК)- ООО "Тихоокеанский терминал", которое в 2010 году получило лицензию для геологического изучения и добычи полезных ископаемых на участке "Аянский (Западный)" в Иркутской области. Обращению предшествовало рассмотрение налогового дела "Тихоокеанского терминала" в арбитражных судах. Они признали правильным доначисление компании 7,4 млн руб. НДПИ за январь 2015 года в связи с прекращением действия упомянутой нулевой ставки.
Заявитель указывал, что его произвольно лишили права на применение льготного режима до обещанного достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т в рамках не более чем 15-летнего срока разработки участка недр. "Отменив нулевую ставку в отношении участков недр, лишенных необходимой инфраструктуры и требующих существенных финансовых вложений со стороны налогоплательщика, государство нарушило взятые на себя долгосрочные обязательства, и в этом смысле возник эффект обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщика", - излагается в материалах дела позиция "Тихоокеанского терминала".
В определении, опубликованном во вторник, КС фактически признал, что условия хозяйствования изменились к худшему, но констатировал, что нефтяной бизнес априори связан с риском, поэтому полных гарантий стабильности не бывает. "Хотя введение [льготного режима налогообложения с пороговыми показателями] могло рассматриваться налогоплательщиками в качестве одного из значимых факторов при определении стратегии и осуществлении инвестиций, следует учитывать, что добыча нефти как разновидность предпринимательской деятельности и осуществление капитальных вложений в нефтяной отрасли сопряжены с рисками и в любом случае исключают тот или иной гарантированный экономический результат", - написали судьи КС РФ.
Условия нефтяного бизнеса при этом, развивали свою мысль судьи, предполагают "возможность разумно допустимых в долгосрочной перспективе вариантов корректировки налоговой политики".
Затем КС РФ объяснил, почему отмену льгот в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции нельзя считать неразумной и недопустимой. Сделали это судьи, сравнив спорную ситуацию с правилами, установленными законом об инвестиционной деятельности 1999 года. Он гарантирует для инвестора стабильность совокупной налоговой нагрузки в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования, напомнили судьи КС и добавили, что для участков в Якутии, Иркутской области и Красноярском крае льготный режим действовал в течение восьми лет - с 1 января 2007 года по 31 декабря 2014 года.
"Соответственно, нет оснований полагать, что федеральным законодателем не были обеспечены надлежащие гарантии стабильности инвестиционной деятельности, отступление от которых свидетельствовало бы о нарушении Конституции", - резюмировали судьи КС РФ. Кроме того, отметили они, отказ от применения нулевой ставки НДПИ для участков недр Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции был компенсирован другими мерами в рамках "системы фискального регулирования" нефтяной отрасли, которая начала действовать с 1 января 2015 года. При повышении ставок НДПИ на нефть одновременно снижаются вывозные таможенные пошлины и акцизы, а также вводятся понижающие коэффициенты в целях облегчения налоговой нагрузки, действующие и для участков недр в Иркутской области, приводятся примеры в определении.
В итоге КС РФ отказал в рассмотрении жалобы "Тихоокеанского терминала".