Interfax-Russia.ru - В Новосибирске прошел открытый мастер-класс по капоэйре известного тренера местре Шушу (mestre Xuxo, настоящее имя - Вилиан да Сильва Сампайо), чья собственная школа имеет представительства в Польше, Австрии, Турции.
Афро-бразильское боевое искусство капоэйра, сочетающее в себе элементы борьбы, акробатики, ударной техники, танца, в России получило распространение сравнительно недавно. Толчком, видимо, послужил выход фильма "Только сильнейшие" ("Only the strongest") с Марком Дакаскосом в главной роли в середине 90-х гг. прошлого века, где главный герой и его антагонист выясняют отношения с помощью именно капоэйры. И хотя многие эксперты не раз говорили, что капоэйра там "не вполне правильная", начало было положено.
Во время первой тренировки, проведенной местре Шушу, вопрос о том, чего больше в капоэйре – боевого искусства или танца с музыкой и пением – снимается полностью. Там есть все это, а самое главное – есть удивительно дружелюбная атмосфера, и каждый может сосредоточиться на том аспекте, который ему более интересен.
Капоэйра кажется очень сложной для изучения, но, как, наверное, и в любом другом боевом искусстве, важно начать.
"Всему свое время, - улыбается местре Шушу, - сначала кажется, что все очень сложно, но каждый может найти то, что он все-таки может сделать. Для меня новички – это как глоток свежего воздуха, потому что им все еще только предстоит. И когда вы становитесь мастерами, вы начинаете все учить заново, несмотря на то, что высокий уровень мастерства уже есть. Поэтому для меня новички – это уже мастера капоэйры… ".
Как считает местре Шушу, путь к мастерству лежит не только через изучение техники – очень важно уловить те особые уважительные отношения между мастером и учеником, которые характерны для капоэйры
"Через 50 лет капоэйры вы становитесь легендой, вдохновляющей людей", - очертил перед нами перспективы местре Шушу.
"Я не знаю, чего вы ожидали, когда сюда шли – но я надеюсь, что капоэйра даст вам то, что вас наполнит – если вы были расстроены, вы развеселитесь после занятий, если у вас были проблемы – вы смогли немножко забыть их. Все пришли из разных мест, у каждого – своя жизнь, и когда вы сюда пришли – задача капоэйры создать общую атмосферу. Когда вы выйдете, вы, конечно, можете забрать свою "сумку с проблемами", - напутствовал местре Шушу "семинаристов" после занятия, и пообещал приезжать в Новосибирск дважды в год.
Забирать эту сумку категорически не хотелось.
Первые документальные упоминания о капоэйре относятся к XVIII веку, принято считать, что оно возникло благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний - Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Из-за жестокого обращения часть рабов бежала в сельву, беглецы селились в так называемых киломбуш (вольных городах), из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.
Длительное время, вплоть до 30-х гг. прошлого века, в Бразилии капоэйра была под запретом. Считается, что именно поэтому в практике капоэйры так много музыки и танца, с помощью которых капоэйристы "камуфлировали" свое боевое искусство.
И по сей занятия и поединки, которые в капоэйре называют "игрой", сопровождаются звуками национальных инструментов – барабанов, беримбау (своего рода лук с резонатором), бубнов и т.д.
После легализации, в 30 – 40-е годы легендарные мастера – местре (мастер) Бимба и местре Пастинья основали два стиля капоэйры – соответственно, "режиональ" и "ангола", которые существуют и по сей день, и различия между ними довольно велики.
Если в капоэйре режиональ больше акробатики, высоких ударов ногами и скорость движений в целом весьма велика, то в капоэйре ангола, напротив, много перемещений на нижнем уровне, движения более медленные, требующие, тем не менее, хорошей растяжки, большой силы и ловкости.
Фото предоставлены президентом Федерацией капоэйры Новосибирской области Марией Калищук