Фоторепортажи 21 марта 2023 г. 06:00

Пилотный проект по созданию единого реестра петроглифов стартовал в России

Пилотный проект по созданию единого реестра петроглифов стартовал в России
Фотографии предоставлены Музеем-заповедником "Томская Писаница"

Interfax-Russia.ru — Трехдневный научный форум, посвященный сохранению и изучению памятников наскального искусства, прошел в Кузбассе, передал корреспондент "Интерфакса" с мероприятия.

Ученые Института археологии РАН, представители Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства и специалисты музея-заповедника "Томская Писаница", совместно с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Астаны, Казани, Уфы обсуждали факторы, которые негативно сказываются на памятниках первобытного искусства и способы сохранения наследия. 

"К негативным факторам относятся дожди, таяние льдов, колебания температуры, разрушение скал из-за землетрясений. В последнее время мы теряем памятники и из-за деятельности человека. Особенно в тех местах, где строят дамбы и водохранилища. Большой ущерб наносят вандалы", — сказала научный сотрудник центра палеоискусства РАН Елена Миклашевич.

Заведующая центром палеоискусства РАН, кандидат исторических наук Елена Леванова в беседе с "Интерфаксом" отметила, что люди зачастую уничтожают древние памятники, не подозревая об их ценности. При этом, по словам Левановой, в России до сих пор нет единого реестра петроглифов — наскальных рисунков. 

"В России сотни памятников, точное число мы не знаем до сих пор. Они постепенно разрушаются, осыпаются, деградируют. Для сохранения петроглифов нужно не только повышать квалификацию ученых, привлекать новых специалистов в эту область, но и создать единый реестр всех писаниц (скалы и камни с древними рисунками и надписями, археологический памятник)", — отметила Леванова. 

Участники форума озвучили, что такую базу начал разрабатывать Институт археологии РАН совместно с музеем-заповедником "Томская Писаница" и другими региональными организациями России. В пилотном проекте принимают участие несколько регионов, в число которых вошли Кузбасс, Хабаровский край, Хакассия. 

Представители РАН также отметили необходимость картографирования всех данных, это может занять несколько лет. 

"Мы очень надеемся, что и другие регионы подключатся к проекту. Тогда жители нашей страны поймут, что вся Россия — это огромный ареал наскального искусства. К сожалению, в мировых базах мы пока выглядим белым пятном", — заключила Леванова.

Заместитель директора по научной работе музея-заповедника "Томская Писаница" Вадим Горяев сообщил "Интерфаксу", что отработанная в Кузбассе методика впоследствии будет принята на вооружение по всей России.

"Здесь нужно собрать максимально точную базу данных о расчистках, о различных мерах по сохранению наследия, собрать всю информацию, чтобы получилась единая картина. Хотим привлечь молодых ученых, студентов к работе", — сказал Горяев. 

При этом на форуме отметили, что "Томская Писаница" стала одним из немногих музеефицированных объектов в России и мире, памятники Кузбасса ученые называют "счастливыми", так как они привлекают специалистов международного уровня.

В свою очередь участвующий в семинаре казахстанский художник-реставратор, основатель научно-реставрационной лаборатории (Алма-Ата) Крым Алтынбеков в беседе с корреспондентом агентства высказал мнение, что такое наследие позволяет развивать не только науку, но и туризм. 

"Например, Кузбасс богат не только ископаемыми, но и своей древней историей. Петроглифы хранят в себе тайну наших предков, того, как они видели мир. Очень важно их изучать и включать в карты туристических маршрутов", — пояснил Алтынбеков.

В рамках семинара в Кузбассе прошли лекции, мастер-классы, практикумы и экскурсии.

Также на базе Библиотеки городских историй в Кемерове, где проходила часть форума, была открыта выставка представителя археоарта (картин, основанных на рисунках древних людей) новосибирского художника Эдуарда Логинова. 

Копии наскальных рисунков Новоромановской писаницы, которая находится недалеко от кузбасского города Юрга, представленные на выставке, были созданы Логиновым с помощью оттиска, путем наложения ткани или бумаги. Авторский метод художника безопасен для скальной поверхности. На выставке были представлены работы, на создание которых ушел почти год.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще