Interfax-Russia.ru - Глава российских буддистов 24-й Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев в воскресенье, 15 августа, освятил в Чите новый буддийский дацан "Дамба Брайбунлинг" ("место, где собран рис учения Будды").
На торжествах, посвященных открытию дацана, 24-й Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев, поздравив присутствующих с историческим для Забайкалья событием, отметил, что Чита стала вторым после Санкт-Петербурга русским городом, где появился буддийский храм.
"Хочу поздравить, что построили буддийскую святыню и дали возможность верующим найти защиту в трудную минуту. Чита защищена. Здесь установлен православный и буддийский храмы", - сказал Хамбо Лама.
Дид Хамбо Лама по Забайкальскому краю Цырен-лама, в свою очередь, напомнил, что от идеи построения буддийского храма в Чите до ее воплощения прошло 16 лет.
Он отметил, что основное строительство началось в 2007 году на средства из бюджета Агинского Бурятского автономного округа – на эти цели было выделено более 46 млн рублей.
Губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин в своей речи вспомнил, как непросто шло строительство этого храма, порой со спорами.
"Есть конечный результат – интернациональная стройка. Храмы украшают города и символизируют их. И государство обязано создавать условия для вероисповедания человека. В Чите теперь есть христианский храм, дацан и мечеть", - отметил губернатор.
Предыдущий дацан, построенный в Чите ровно 111 лет назад - 15 августа 1899 года, сгорел в 1914 году при невыясненных обстоятельствах. Этот храм был одним из самых богатых в Забайкалье и содержал более 1 тыс. буддийский реликвий.
Нынешний буддийский дацан приближен к его дореволюционному облику и вобрал в себя черты буддийско-бурятской архитектуры. Латунную статую Будды высотой 1,8 метра, колесо учения, головы драконов и жертвенник отливали в Улан-Удэ, позолоченную краску приобрели в Индии.
Таким образом, в Чите действуют все храмы, представляющие традиционные религии - православный, мечеть и дацан.
После освящения храма торжества продолжились на ипподроме, где прошли состязания по национальной борьбе, конным скачкам и национальной стрельбе из лука.
"В истории нашего духовенства всегда курировали эти три вида спорта, - сказал ранее в интервью Interfax-Russia.ru Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшев. - Мы всегда помогали и покровительствовали национальной борьбе, стрельбе из лука и конным скачкам. И они остаются нашей прерогативой. И я восстанавливаю то, что было потеряно во времена лихолетья. Мы возвращаемся к своим истокам, и религиозное сопровождение народа здесь тоже существует. За борьбой стоит наш покровитель, который наделен физической силой и является защитником. И поэтому культ защитника – сильного человека, всегда должен быть приподнят. Национальная борьба этому способствует. Стрельба из лука. За ней стоит покровитель, воплотивший в себе ум, знание и мудрость. Умный человек – это меткий человек. И люди интеллектуалы, должны уважать стрельбу из лука. Но скачки – это душа моего народа. За ними стоит покровитель, воплотивший сострадание. Для любого бурята, монгола отношение к скачкам – это жизнь. Душа человека, который соприкасается с этим прекрасным животным, должна петь".