Рабочий полигон газовика расположен не только на земле и под землей, но и под водой. Например, подводный переход газотранспортной системы "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" через пролив Невельского между островом Сахалин и материковой частью страны.
Для безаварийной и бесперебойной работы магистрали раз в три года проводится диагностическое обследование ее морского участка. В условиях ограниченной видимости и сильных течений в исполнении специалистов разных организаций и служб разворачивается одна из самых высокотехнологичных операций в газотранспортной отрасли.
По первому на востоке России межрегиональному газопроводу "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" осуществляется транспортировка сахалинского газа в Хабаровский и Приморский края.
Газотранспортная система проходит в районе со сложной геотектонической обстановкой и преодолевает около 400 водных преград. Пролив Невельского - крупнейшая из них. Его глубина колеблется от 10 до 20 м. Протяженность морского перехода около 20 км. За эксплуатацию объекта отвечает газотранспортная компания "Газпром трансгаз Томск", несколько филиалов которой работают на Дальнем Востоке.
В 2025 году проходит очередное плановое обследование подводного перехода в проливе Невельского. Диагностика морского участка газотранспортной системы, состоящего из основной и резервной ниток, - это невероятно сложная задача.
Работа поделена на три этапа: специалисты словно двигаются с берега вглубь морской стихии. Сначала обследовали береговую часть - на материке и на Сахалине. На суше провели комплекс топографо-геодезических работ: определение положения и состояния трубы. Но и эти "сухопутные" мероприятия всегда зависят от моря: для съемки и обследования заливаемых участков специалисты ориентируются на отливы.
Следом наступил черед диагностики мелководья. Исследователи выходили в акваторию на моторных лодках, промеряли глубины, сканировали дно, оценивали состояние конструкций.
"Основная проблема на каждом этапе даже не глубина, а погодные условия. Вода в проливе мутная из-за сильных донных течений. Для того чтобы получить качественные данные приходится буквально часами ловить окна хорошей погоды", - объясняет заместитель начальника линейно-эксплуатационной службы Амурского филиала "Газпром трансгаз Томск" Павел Череповский.
Кульминация операции - глубоководное обследование. Оно стартовало во второй декаде сентября: в акваторию вышло специально зафрахтованное судно "Водолаз Зюляев". С его борта специалисты опускают сложное цифровое оборудование, чтобы с сантиметровой точностью определить глубину залегания трубы, выявить малейшие отклонения от проекта и участки возможного недозаглубления, оголения, а в худшем случае - провисания.
Завершающий штрих - контрольные водолазные спуски. Под водой проведут визуальные осмотры инженерных конструкций и видеофиксацию состояния газопровода.
Безопасность специалистов на воде и под водой обеспечивают детекторы горючих газов. Для навигации, всесторонней диагностики и фиксации результатов задействован целый арсенал высокоточной техники: комплекты спутниковой геодезической аппаратуры, гидролокаторы, трассоискатели, эхолот-навигаторы, акустические доплеровские измерители скорости воды, системы подводного телевидения.
Весь цикл диагностики занимает около двух с половиной месяцев. Затем специалисты еще в течение месяца будут обрабатывать, анализировать и систематизировать полученные данные. На их основе подготовят итоговый отчет. К концу текущего года руководство "Газпром трансгаз Томск" примет стратегические решения о необходимости и объемах планово-профилактических работ или капремонта.
Справка:
ООО "Газпром трансгаз Томск" - 100%-ное дочернее общество ПАО "Газпром". Компания обеспечивает эксплуатацию газотранспортных систем в 15 регионах Сибири и Дальнего Востока, в том числе экспортного газопровода "Сила Сибири". Общая протяженность эксплуатируемых магистральных нефте- и газопроводов превышает 14 тыс. км. Численность персонала составляет более 11 тыс. человек.
***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.
Бизнес-парк планируют построить в центре Омска за 2,2 млрд рублей
Задерживается прибытие семи авиарейсов в Новосибирск