Представители власти, бизнеса и надзорных органов в ходе "круглого стола" "Коммунальная инфраструктура Кузбасса: перезагрузка" обсудили проблемы действующей системы тарифообразования в сфере теплоснабжения Кемеровской области, угрозы, которые несет в себе консервация сложившейся ситуации, а также перспективы внедрения альтернативных методик формирования тарифов.
Дискуссию открыл начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Кирилл Десяткин, отметивший в числе проблем регионального теплоснабжения высокий износ сетей и котельного оборудования.
"Что мешает бизнесу эффективно вкладывать деньги в развитие сферы теплоснабжения... Ранее это было искусственное сдерживание роста тарифов: не могли включить в тарифный источник все инвестиционные мероприятия, которые хотелось бы выполнить с точки зрения снижения затрат", - сказал он.
Коллегу поддержал замглавы Новокузнецка по ЖКХ Антон Черемнов, сообщивший, что в Новокузнецке, как и в целом по региону износ сетей теплоснабжения доходит до 70%.
В свою очередь, замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Алексей Храпков отметил, что высокий уровень износа сетей - это скорее отражение текущей ситуации, а "проблема несколько в другом". В числе сдерживающих факторов привлечения долгосрочных инвестиций и развития системы теплоснабжения региона, А.Храпков назвал тарифообразование с применением системы компенсации выпадающих доходов (КВД) - предоставляемой населению региона льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе теплоснабжения. Разница между установленной для населения платой за коммунальные услуги и экономически обоснованными тарифами впоследствии компенсируется ресурсоснабжающим организациям из бюджетной системы. Вместе с тем, поскольку бюджеты муниципалитетов затягивают с расчетами, КВД зачастую не позволяет теплоснабжающим предприятиям своевременно получить плату за поставленное тепло.
"Система КВД, конечно, есть и в других регионах РФ, но в таком масштабе, как в Кемеровской области, больше нигде нет. По статистике Минэнерго, второй регион в стране, где осуществляются дотации ресурсоснабжающим организациям - это Санкт-Петербург, однако там субсидируется менее 10% выручки всей отрасли, тогда как в Кемеровской области - 43%", - сказал он.
А.Храпков напомнил, что бюджетное планирование осуществляется на период 3 лет, в то время как инвестпроекты в сфере теплоснабжения "в основном уходят в горизонт планирования порядка 10 лет". "В связи с этим при подходе с достаточно значимой долей субсидирования из бюджетной системы, у инвесторов возникают сомнения в реализации таких инвестпроектов за счет собственных средств", - подчеркнул представитель Минэнерго.
Тему сдерживания реализации инвестпроектов из-за механизма КВД продолжил гендиректор ООО "Сибирская генерирующая компания" Михаил Кузнецов, отметивший, что переход от КВД к адресным субсидиям определенным категориям населения является основным условием для начала реализации крупных инвестпроектов в сфере теплоснабжения в крупнейших городах региона.
"Когда субъект РФ, с одной стороны, спонсирует выплату тарифа на теплоснабжение потребителям, а, с другой - устанавливает его, то у него всегда будет желание это "спонсорство" уменьшить. "Ползучее" уменьшение тарифа приводит к тому, что работа в сфере теплоснабжения региона давно стала для нас убыточным мероприятием", - сказал М.Кузнецов.
Он привел в пример Новокузнецк, где, по подсчетам компании, она потеряла за 5 лет около 30% выручки. "Значительная часть потерь связана с решениями федеральных органов власти - отказом от вынужденной генерации. Но не меньше половины потерь - следствие решений, принятых на региональном уровне", - подчеркнул он.
"Пока присутствует такой непредсказуемый элемент как КВД, который потенциально ставит нас в конфликтную ситуацию с субъектом РФ - Кемеровской областью, мы не в состоянии ничего делать и самое главное - не в состоянии вкладывать большие деньги. Нам нужно прояснить ситуацию, что у нас за экономика в этих городах, где есть КВД", - резюмировал гендиректор.
М.Кузнецов подчеркнул, что вторым условием старта масштабных инвестпроектов в регионе является переход к новому методу регулирования тарифов - "альтернативной котельной".
Гендиректор ООО "Кузбасская энергосетевая компания" Пётр Куруч, принявший на обслуживание 50 муниципальных котельных в Прокопьевске, сообщил, что тариф на теплоснабжение от них не поднимался много лет, в результате предприятие обанкротилось с долгом 1,7 млрд рублей, котельные находятся в плачевном состоянии. По его словам, возникла необходимость поднять тариф на 60-65%, что было согласовано Минэнерго, однако вызвало вопросы у Федеральной антимонопольной службы.
В свою очередь, председатель РЭК Кемеровской области Дмитрий Малюта согласился с наличием законодательных нестыковок в тарифообразовании в сфере теплоснабжения. "Все тарифное законодательство досталось нам по наследству от федеральной службы по тарифам, Минтопэнерго, СССР. В настоящее время готовится базовый закон по регулированию РФ. Этот закон тяжело идет, но он будет определять общие базовые принципы", - сказал он, добавив, что в Кузбассе ситуация осложняется наличием большого количества ведомств. "Прокопьевск - шахты, железная дорога, заводы, целая куча ведомств и каждый директор считал необходимым иметь у себя котельную", - пояснил Д.Малюта.
Руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская напомнила, что в соответствии с национальным планом развития конкуренции, полезный отпуск ресурсов от ГУПов и МУПов установлен не более, чем 20% от всего объема на 2019 год, к 2020 году должен сократиться до 10%.
"Тарифы, которые устанавливаются, должны быть экономически обоснованы, рынок должен их регулировать - именно рынок, а не вмешательство законодательных актов", - подчеркнула она. Говоря о перспективах внедрения "альтернативной котельной", Н.Кухарская отметила, что "если будет все понятно прописано, и каждая сторона будет выполнять взятые на себя обязательства, такая модель будет работать".
В завершение дискуссии слово взял заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области Юрий Скворцов. Он отметил, что сложившуюся ситуацию необходимо рассматривать "в комплексе". "Это и транспорт, и жилищные услуги, и коммунальные - это та тарифная политика, которая была, предоставление субсидий в комплексе. "Вырвать" сегодня коммунальные услуги не представляется возможным", - пояснил он.
По его словам, попытка исключить бюджет из системы тарифообразования в сфере теплоснабжения "не совсем корректна". "Единственное, что когда задействовано население, и мы предоставляем адресную субсидию, то это более ответственно. Мы понимаем, что человеку предоставили коммунальную услугу, он должен ее оплатить, мы должны вовремя субсидию отдать. Когда КВД, то здесь различные могут быть инсинуации - вовремя, невовремя", - отметил он.
По данным Ю.Скворцова, в настоящее время в Кемеровской области оплата населением всех коммунальных услуг составляет 32 млрд рублей в год, льготы и субсидии предоставляются на 5 млрд рублей, КВД составляет 11 млрд рублей. "Мы понимаем, что если КВД убираем и переходим к 100%-ной оплате коммунальных услуг,... то получаем тоже комплекс вопросов при том уровне доходов, которое имеет население сегодня. Сделать такой шаг и сказать, что мы сразу отменим КВД - это очень было бы смелое заявление, а вот определиться с пилотными проектами в муниципалитетах, которые могли бы это реализовать в 2019 году, возможно", - резюмировал он.
***ПРЕСС-РЕЛИЗ Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Товары и услуги подлежат обязательной сертификации