Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2017 года по делу А40-255660/2016 суд удовлетворил исковые требования ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СПУТНИК" (далее - ООО "ПСК "СПУТНИК", г.Екатеринбург) о взыскании свыше 1,7 млн рублей с ООО "ИНСТРАКТ-ПРОЕКТ".
В сентябре 2014 года между заказчиком ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (ФГУП "ГУССТ N8 при Спецстрое России") и подрядчиком ООО "ИНСТРАКТ-ПРОЕКТ" был заключен договор строительногоподряда по выполнению работ на объекте военного назначения.
Для выполнения электромонтажных работ ООО "ИНСТРАКТ-ПРОЕКТ" по нескольким договорам привлекло субподрядчика ООО "ПСК СПУТНИК", перед которым у подрядчика образовалась задолженность.
В качестве причины неоплаты ответчик в суде указывал, что после 01.09.2015 года, когда вступил в силу ФЗ от 29.06.2015 N159-ФЗ о внесении изменений в Закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", любые оплаты субподрядчикам стали возможны только путем перечисления денежных средств на специальные счета в банках, открытые под определенный контракт в рамках гособоронзаказа. По мнению ответчика, работы на объекте военного назначения не были в окончательном виде приняты конечным заказчиком и не были полностью им оплачены, что исключает оплату работ субподрядчикам в рамках всей "цепочки" до урегулирования разногласий.
Представляя интересы ООО "ПСК СПУТНИК", адвокаты Регионсервиса доказывали в суде, что новые положения Закона о гособоронзаказе не применимы к отношениям между истцом и ответчиком, так как контракты заключались вне рамок гособоронзаказа до вступления изменений в силу, что препятствует признанию этих же договоров заключенными в рамках гособоронзаказа впоследствии. Новые положения Закона о гособоронзаказе о порядке расчетов распространяются только на государственные контракты, заключенные уже после внесения в данный закон соответствующих изменений. Кроме того, расчеты (по спецсчетам или вне таковых) относятся к вопросу исполнения судебного акта и не препятствуют удовлетворению иска.
Суд согласился с доводами истца и удовлетворил заявленные требования. Руководитель офиса Коллегии в Екатеринбурге Иван Хрущелев: "В настоящий момент многие подрядчики и субподрядчики столкнулись с серьезными проблемами в получении оплаты за выполненные работы по контрактам, конечным заказчиком в которых является Министерство обороны РФ. Редакция Закона о гособоронзаказе, действующая с 01.09.2015 года, предусматривает расчеты только с применением специальных счетов, режим использования которых ограничен и находится под детальным контролем банков. Это нововведение касается всей "кооперации головного исполнителя", то есть всех лиц, которые привлечены исполнителем для выполнения гособоронзаказа. Ситуация осложняется и в связи с решением упразднить Спецстрой России, структуры которого, как правило, выступали головным исполнителем перед заказчиком Министерством обороны РФ. Развитие судебной практики о недопустимости распространения новых правил о расчетах на ранее заключенные контракты в рамках кооперации головного исполнителя, являются важным средством защиты добросовестных участников оборота. Претензии Министерства обороны РФ к структурам Спецстроя России не могут являться причиной отказа платить частным субподрядчикам за уже выполненные работы. Тем более нельзя возлагать на субподрядчиков подобные риски в ситуации, когда "правила игры" поменялись уже после заключения ими соответствующих контрактов, отказаться от выполнения которых они уже не могли".
Материал публикуется на коммерческих условиях. Агентство "Интерфакс-Сибирь" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.