Томск. 4 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Профессор Московской духовной академии и семинарии, протодиакон Андрей Кураев считает, что введение с 1 апреля 2010 года в школах 19 регионов России экспериментального курса преподавания "Основ религиозных культур и светской этики" является судорожной попыткой России спасти саму себя.
"Сам эксперимент - это судорожная попытка России спасти саму себя. Я чрезвычайно высоко оцениваю назначение этого нашего курса. Это попытка ответить на три угрозы, которые обращены к нам и нашим детям. Первый вызов - это глобализация", - заявил А.Кураев на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Томске.
По его словам, эксперимент призван среагировать на вызов глобализации, чтобы современные школьники не стали поколением "потерянных детей" без ощущения себя, своих корней и малой родины. По мнению А.Кураева, для этого необходимо не уходить от глобализации, а "участвовать в диалоге, но при этом уметь ценить и хранить свое".
Другой важной задачей, которую призван решить эксперимент, по мнению А.Кураева, должна стать попытка сохранить мирные отношения между мусульманскими и христианскими народами России.
Третий "вызов", на который попробует ответить эксперимент является демографическая яма, считает А.Кураев. При этом протодиакон подчеркнул, что ее истоки нужно искать не в низких зарплатах граждан России, а в сознании людей.
"Понятно, что истоки демографического кризиса в сознании людей, а не в уровне зарплат, поскольку светская этика, светская культура продемонстрировала свою демографическую "импотенцию", это видно не только на примере России, но и западных стран. Если мы хотим выжить, мы должны предоставить детям возможность вобрать в себя другие системы ценностей - более жизнеутверждающие, нежели чисто светская идеология", - сказал А.Кураев.
Он уточнил, что экспериментальный курс состоит из шести основных модулей, которые начнут преподаваться специально обученными педагогами с четвертой четверти школьникам четвертых классов: основы светской этики, основы культур мировых религий, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры и основы иудаистской культуры.
При этом А.Кураев подчеркнул, что речь идет не о разделении детей на религиозные группы, а скорее о разделении детей на группы, изучающие ту или иную культуру. "Это разделение (религиозное - ИФ) делают родители, и у них есть свои мотивы", - сказал А.Кураев.
Он также отметил, что появление такого курса является лишь частью тех перемен, которые сейчас идут в современной российской школе.
"Это новая волна реформ в школе означает следующее - в школу возвращается воспитание. Наш эксперимент означает следующее: каждая семья получает право сделать свой заказ школе", - сказал А.Кураев.
При этом он отметил, что вне зависимости от выбранного модуля обучения, "моральные ценности, которые доставляются в сознание ребенка, - одинаковые, а вот способ аргументации и образный ряд предметов будет различным", - пояснил А.Кураев.
Итоги эксперимента будут подведены в декабре 2011 года на всероссийском педагогическом совещании. Главным критерием успешности эксперимента станет бесконфликтность и отсутствие массовых жалоб. После этого будет решаться вопрос о массовом введении предмета в российских школах, отметил А.Кураев.
Протодиакон Кураев отмечает неготовность общества к введению основ религиозных культур в школе, но считает это естественным
Российское общество пока не готово к введению в школах экспериментального курса "Основы религиозных культур и светской этики", считает профессор Московской духовной академии и семинарии, протодиакон Андрей Кураев.
"Никто не готов: ни церковь, ни школа - никто. Но, по-моему, для нас это естественный режим жизни, когда ставится некая высокая задача и надо до нее допрыгнуть", - заявил А.Кураев на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Томске.
При этом он отметил, что все уроки экспериментального предмета должны быть открытыми, а за преподаванием нового предмета должно следить не только министерство образования, но и само общество.
В то же время протодиакон сообщил, что каждый из авторов учебников по этому предмету составил их так, чтобы они не задевали религиозных чувств учеников, изучающих историю другой религии.
"Мы (авторы разных учебников курса "Основы религиозных культур и светской этики" - ИФ) следили за работой друг друга, обменивались текстами. Учебники разные, а дети любопытные существа. И они будут смотреть эти разные учебники друг у друга. В этом смысле учебники хороши. Они говорят о своем, не ругая чужое, не унижая чужую святыню. Теперь все зависит от педагога", - отметил А.Кураев.
При этом он подчеркнул, что от школьного педагога при введении нового курса, прежде всего, потребуется высокий профессионализм и компетентность.
"Один и тот же педагог будет вести курсы исламской, православной культуры, курс светской этики. Это будет вызов к его профессиональной компетентности. (...) То есть, никто не предъявляет к педагогам конфессиональных требований. Требуется одно - любить детей, любить свою профессию учительскую и любить себя в своей профессии", - сказал А.Кураев.
Учебник, разработанный под авторским руководством А.Кураева, рекомендован для преподавания экспериментального курса по "Основам православной культуры" в школах. Соответствующее решение было принято на заседании экспертного совета при Отделе религиозного образования и катехизации Русской церкви, которое возглавил председатель Отдела епископ Зарайский Меркурий.