Сибирь / Репортажи 5 сентября 2012 г. 12:28

Иркутская область предлагает расширить ОЭЗ ТРТ за счет включения в нее желдороги 1912г постройки

Иркутская область предлагает расширить ОЭЗ ТРТ за счет включения в нее желдороги 1912г постройки

Иркутск. 5 сентября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Иркутская область в конце 2012 года - начале 2013 года планирует обратиться в правительство РФ с инициативой о расширении особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа (ТРТ) "Ворота Байкала", сообщил министр имущественных отношений области Антон Протасов на пресс-конференции в среду в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Иркутске.

"Общая площадь туристско-рекреационной зоны ("Ворота Байкала" - ИФ) составляет почти 800 га. Но мы на этом останавливаться не будем. Как подчеркивал неоднократно губернатор, данная зона должна расширяться, и она должна расширяться в сторону порта Байкал и захватывать Кругобайкальскую железную дорогу. Соответствующая работа, я думаю, в этом году совместно с правительством РФ будет начата", - сказал А.Протасов, отметив, что работа по формированию ОЭЗ ТРТ в городе Байкальск будет закончена "в этом году это уже - "100%".

Кругобайкальская железная дорога - историческая железная дорога, построенная в период с 1902-1912 годы, памятник инженерного искусства, расположенный в Иркутской области, в прошлом - часть Транссибирской магистрали.

Министр также отметил, что ОЭЗ ТРТ планируется расширять вплоть до поселка Листвянка.

"Когда заходит речь о режиме туристско-рекреационной зоны, возникают различные, в том числе, налоговые преференции, в частности, освобождение от налога на имущество организаций, поэтому, я думаю, что у нас должна дорога получить второе дыхание", - сказал А.Протасов.

Вместе с тем он отметил, что пока Иркутская область не ведет переговоров с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) о вхождении компании в число резидентов ОЭЗ ТРТ в Иркутской области и отказался назвать возможные сроки завершения этого процесса.

"Зоны создаются. Соответственно, всем тем, кто работает в этой зоне, позже придет такое предложение", - отметил А.Протасов.

В свою очередь заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД, филиал ОАО "РЖД") по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков на вопрос о том, войдет ли РЖД в список резидентов ОЭЗ, при включении в ее территорию КБЖД, ответил: "Я не могу комментировать эти вещи, но думаю, что да".

В настоящее время, сообщили участники пресс-конференции, ведется работа по передаче КБЖД в единоличную собственность РЖД.

"Сложилась правовая коллизия: как имущественный комплекс зарегистрировано право собственности (на КБЖД - ИФ) на ОАО "РЖД", как памятник федерального значения зарегистрировано право федеральной собственности. На данный момент мы неоднократно проводили совещания с территориальным управлением Росимущества, чтобы выйти из этой ситуации. Мы поддерживаем позицию ОАО "РЖД", что данный объект должен быть в единоличном пользовании ОАО "РЖД", - сказал А.Протасов.

По его словам, решение вопроса о передаче РЖД права единоличной собственности на КБЖД будет решаться в судебном порядке, в настоящее время идет техническая оценка объекта.

"В принципе все документы уже подготовлены, думаю, что в течение месяца-полутора это можно все сделать, на данный момент идет техническая оценка объектов. Это будет все (решаться - ИФ), скорее всего, в судебном порядке, в суде (это займет - ИФ) 1-2 месяца", - сказал А.Протасов, отметив, что передача права собственности может продлиться максимум полгода.

А.Парщиков также сообщил, что РЖД в 2014 году начнет работы по укреплению КБЖД, которая тянется вдоль скал, в целях предотвращения обвалов. В 2013 году компания выделит, помимо расходов на содержание, 20 млн рублей на проведение проектно-изыскательских работ.

В 2012 году РЖД планирует увеличить затраты на поддержание КБЖД до 56 млн рублей против 50 млн рублей в 2011 году.

КБЖД проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до порта Байкал по южной части Олхинского плато. Протяженность дороги составляет 94 км, из которых 9 км приходится на протяженность 40 тоннелей. На территории КБЖД располагаются 806 объектов культурного наследия, 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 памятников археологии, 46 природных и ландшафтных памятников, а также 469 водопропускных сооружений, мостов и виадуков.

По КБЖД с 2003 года начали осуществляться туристические поездки. Проект реализуется ВСЖД совместно с турагентством. На КбЖД действует два маршрута, один из которых реализуется с помощью паровозной тяги.

Минэкономразвития РФ в декабре 2011 года зарегистрировало первых двух резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа (ТРТ) "Ворота Байкала" в Слюдянском районе Иркутской области: ООО Байкальский горнолыжный курорт "Гора Соболиная" ("Базовый элемент", Сбербанк) и ООО "Илим Байкал" (Группа "Илим").

В сентябре 2010 года правительство РФ одобрило увеличение площади ОЭЗ в Иркутской области. Предполагаемый объем государственных инвестиций - до 2,25 млрд рублей, частных - до 6,2 млрд рублей.

Решение о создании ОЭЗ "Ворота Байкала" принято в феврале 2007 года.