Сибирь / Репортажи 8 февраля 2011 г. 13:01

Наиболее актуальными обращениями к омбудсмену в Красноярском крае в 2011 г станут вопросы ЖКХ

Наиболее актуальными обращениями к омбудсмену в Красноярском крае в 2011 г станут вопросы ЖКХ

Красноярск. 8 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - В 2011 году самой серьезной темой обращений к уполномоченному по правам человека станет ЖКХ, считает омбудсмен в Красноярском крае Марк Денисов.

"По прогнозам, в 2011 году самыми актуальными проблемами у граждан станут вопросы, связанные с коммунальным хозяйством, платой за жилищные услуги, работой ТСЖ и управляющих компаний. Сейчас поступает все больше жалоб. Видимо, тема работы нашего коммунхоза, тех хозяйствующих субъектов, которые взимают с людей плату, а эта плата очень высока, а соотношение "цена – качество" все дальше уходит за рамки представления людей об этой сфере, вызывают вопросы. Поэтому, я думаю, с проблемой столкнутся все: и общество, и власть, и правозащитники", - сказал М.Денисов на пресс-конференции в пресс-центре "Интерфакс-Сибирь" в Красноярске во вторник.

Он добавил, что люди часто жалуются на коммунальные платежи, квартплату, качество жилищных услуг и работу ТСЖ.

"Там идет борьба за власть, за посты - не все благополучно. Хотя это не государственная форма, это форма самодеятельности граждан ТСЖ, но и там идет серьезная борьба, которая сказывается на жизни горожан", - рассказал омбудсмен.

Он отметил, что уполномоченный по делам человека появился в Красноярском крае 10 лет назад. Учитывая, что некоторые соседние регионы, как, например, Новосибирск, только сейчас ставят вопрос о необходимости создания у себя такого института, опыт у Красноярска огромный.

"За эти 10 лет в двери уполномоченного постучалось порядка 17,5 тыс. жителей края. В среднем около 12% обратившихся нашли решение своих проблем исчерпывающим образом. 30-35% получили качественную юридическую помощь, основываясь на которой смогли защитить свои права в других органах власти", - сказал омбудсмен.

При этом 16% обратившихся сделали это зря - их права изначально не были нарушены. Велик процент обратившихся не по адресу - с жалобами на суды, разбирательствами в гражданско-правовой сфере, тем, чем уполномоченный по правам человека не занимается.

Темы, которые волнуют граждан, обратившихся к омбудсмену, с течением времени меняются.

"Как мне рассказывал предшественник, Иннокентий Жмаков, 10 лет назад самой острой темой была телефонизация. С развитием технических средств такая тема практически исчезла. В последние 5 лет актуальными стали 2 темы: право на раскрытие информации и право юридической помощи", - отметил М.Денисов.

Под раскрытием информации скрывается проблема качественного администрирования: органы власти могут давать гражданам неполную информацию по интересующим их темам, "гонять по кругу", отвечать отписками и т.д. не решая проблемы. Эта категория жалоб с 2006 г. медленно идет на спад.

"Мы привыкли ругать чиновников, что они обижают, медленно работают, занимаются коррупцией. Но тренд свидетельствует о том, что в органах власти стали более тщательно относиться к проблемам, заявленным человеком", - пояснил омбудсмен.

Что касается права юридической помощи, М.Денисов подчеркнул, что хоть в России далеко не всегда предпочитают действовать в правовом поле, но некоторые подвижки есть. Однако приходя в суды люди осознают, что они юридически безграмотны. Разобраться в одинчоку во всех тонкостях законодательства невозможно, а обеспечить себя адвокатскими услугами может позволить далеко не каждый ввиду высоких расценок.

"Мы призывали людей: решайте свои вопросы через суд! Но как только люди пошли в суд, выяснилось, что существующая инфраструктура юридической поддержки не рассчитана на большие объемы обращений", - отметил М.Денисов.

Омбудсмен особо отметил, что в последние 5 лет плавно сокращается количество обращений от людей, так или иначе столкнувшихся с правоохранительными органами и заключенных.

"Если 5 лет назад каждое третье обращение поступало из мест, не столь отдаленных, то теперь - только каждое пятое. То же самое можно сказать и о ситуации с защитой чести и достоинства - такие жалобы подаются людьми, столкнувшимися с силовыми структурами. Статистика есть статистика. Надо полагать, что усилия руководства силовых ведомств не оказались напрасными", - отметил уполномоченный по правам человека.

В связи с экономическими причинами растет число обращений, касающихся трудовых прав. Кризис принес в экономику региона серьезные проблемы. Несмотря на то, что власти предпринимают серьезные усилия для улучшения ситуации, компании продолжают высвобождать людей.

"Последние 3-4 года в Красноярске красным цветом пульсирует тема, связанная с жилищными правами. Из 40 проблемных долевых объектов на сегодняшний день осталось 24. Это еще много, но общая разрядка происходит", - отметил М.Денисов.