Томск. 30 января. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Жители Томской области стали чаще посещать розничные рынки и ярмарки, а спрос сместился в сторону более дешевых товаров.
"В ноябре наметилась тенденция активизации торговли на розничных рынках и ярмарках. При общем сокращении оборота розничной торговли в декабре на 14,6% продажи товаров на розничных рынках и ярмарках увеличились на 10,5%", - сообщил начальник областного департамента потребительского рынка Александр Таловский на пресс-конференции в пятницу в пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в Томске.
При этом, по его словам, несмотря на снижение оборота розничной торговли в ноябре и декабре, итоговый показатель 2008 года превысил прошлогодний на 3,4%.
"Кризисная ситуация несомненно начала отражаться на спросе населения. Покупатели стали экономить деньги в магазинах, реализующих продовольственные товары. Отмечается снижение спроса на дорогостоящие товары, импортного производства, товары премиум-класса; отмечается снижение роста среднего чека покупки", - отметил А.Таловский.
По его словам, покупатели стали предпочитать товар в более мелкой расфасовке.
"В одной товарной группе спрос переместился на более дешевые товары. По-прежнему востребованы только товары повседневного спроса. При этом стал покупаться хлеб более дешевых сортов, молоко - в полимерной упаковке, более дешевое растительное масло, маргарин и прочее", - пояснил начальник департамента.
По словам А.Таловского, население предпочитает делать покупки в сетевых магазинах эконом-класса, на оптово-розничных предприятиях.
"Сократился спрос на мясо, мясные деликатесы, сырокопченую продукцию, оливковое масло, сыры, алкогольную продукцию, фрукты, овощи, полуфабрикаты. Вместе с тем, резко повысился спрос на подсолнечное масло, дешевую маргаринную продукцию, вареные колбасы, сосиски, сардельки, чай, кофе; даже возникает ажиотажный спрос, например на сахар", - сказал он.
Между тем, добавил А.Таловский, в действительности запасы сахара на оптовых предприятиях достаточны.
В свою очередь начальник областного департамента госзаказа и ценовой политики Алексей Аникин пояснил, что ситуация с ажиотажным спросом на сахар и, как следствие, ростом цен на него изучалась администрацией Томской области.
"Пытались мы выяснить ситуацию, версии называются вплоть до того, что население не способно покупать валюту и делает запасы сахара. Изучаем", - сказал он.
При этом А.Аникин отметил, что тенденция удорожания сахара характерна не только для Томской области и Сибирского федерального округа. "Это общероссийская тенденция", - заявил он, добавив, что взаимодействует с ФАС с целью выяснения причин роста цен на сахар.
Инвестиции в развитие потребительского рынка Томской области в 2008г составили 800 млн руб, на 2009г прогноза нет
В развитие потребительского рынка Томской области в 2008 году было инвестировано в общей сложности около 800 млн рублей, сообщил начальник областного департамента потребительского рынка Александр Таловский.
"По этому году сколько будет - я не знаю", - отметил он.
По словам А.Таловского, розничные сети в Томской области "развиваются достаточно нормально". В частности, ситуация в новосибирской сети "Холидей Классик" нормализовалась, и теперь расчеты местной торговой сети с пищевиками идут нормально.
"У Холидей Классик были проблемы - была несколько приостановлена выдача кредитов, (. . .) на совете у них принято решение по некоторым регионам приостановить развитие. Что касается Томска, (. . . ) - создается новый гипермаркет в 16 тыс. кв. м, он оставлен в плане, и этот гипермаркет будет введен", - отметил А.Таловский.
В то же время, ожидает он, барнаульская сеть "Мария Ра" может уйти с томского рынка. "У них были амбициозные планы сделать порядка 7-10 магазинов. Я им объяснял, что у нас жесткая конкуренция, небольшой город, студенты... Пожалуйста, два магазина они сделали, один закрыли, один остался. Я думаю, судьба его будет такой же, как у первого", - сказал А.Таловский.
Что касается планов по выходу на томский рынок магазинов "Икея" и "Метро", то, по словам начальника департамента, все идет по плану. "Торги (на земельные участки - ИФ) будут проведены, наверное, во втором квартале, и по "Метро", и по "Икее". А сооружение объектов будет завершено по "Метро" - в 2010 году, а по "Икее" - в 2011 году. Это - согласно документам, которые подписаны президентами обеих компаний", - подчеркнул А.Таловский.
Томские власти обеспокоены возможным снижением масштабов въездного делового туризма из-за кризиса
Финансовый кризис может привести к снижению масштабов въездного делового туризма в город Томск, считает начальник областного департамента потребительского рынка Александр Таловский.
"Нас серьезно беспокоит деловой туризм - мы же себя позиционируем как город-форум. А туризм это широкое понятие - это и гостиницы, и рестораны, и автобусы", - отметил А.Таловский.
Между тем, по его информации, общий объем туруслуг, выполненных в Томской области, в 2008 г. вырос по сравнению с предыдущим годом в два раза и составил 570 млн рублей.
"Это очень большая цифра, но мы уже в декабре упали на 10%. Мы считаем, что будет меньше деловой туризм и "посещенческий" - когда приезжают в гости", - сказал руководитель департамента.
Что касается отпускного туризма, то, по его словам, томичи станут чаще оставаться отдыхать в России и в Томской области.
"Губернатором предложено серьезно заняться работой в разных профилакториях, турбазах. Я думаю, это правильно, потому что сейчас будут за границу поменьше ездить. (...) Мы считаем, что в данной ситуации выстоят старожилы турбизнеса - крупные игроки, которые смогут переориентироваться с выездного туризма на туризм внутри территории, в том числе разовьют охотничий туризм", - отметил А.Таловский.
Он добавил, что ситуация с летним туристическим сезоном прояснится уже в феврале, когда люди начнут планировать свои отпуска.