Сибирь / Репортажи 19 февраля 2009 г. 10:51

Причиной катастрофы Ми-171 на Алтае является нарушение инструкций - западно-сибирский транспортный прокурор

Причиной катастрофы Ми-171 на Алтае является нарушение инструкций - западно-сибирский транспортный прокурор

Новосибирск. 19 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - К авиакатастрофе вертолета Ми-171, произошедшей в Республике Алтай 9 января этого года, привел человеческий фактор, считает западно-сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.

"Бесспорно, это человеческий фактор. Это нарушение инструкций, регулирующих вопросы пилотирования воздушного судна, но более подробно комментировать результаты расследования этого уголовного дела я не имею права, поскольку определенные ограничения установлены УПК РФ", - заявил С. Феоктистов на пресс-конференции в новосибирском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в четверг.

Он отметил, что к таким выводам пришла и комиссия МАК, занимавшаяся расследованием авиакатастрофы.

Прокурор сообщил, что у транспортной прокуратуры не возникло каких-либо вопросов относительно технической документации на разбившийся вертолет и его соответствие требованиям безопасности.

"Каких-либо вопросов именно по этому вертолету у нас нет. Были допуски, было разрешение на вылет", - сказал он.

В то же время, отметил С. Феоктистов, проверка, проведенная в томском филиале ООО "Газпромавиа", выявила нарушения, влияющие на безопасность полетов.

Принимавший участие в пресс-конференции первый заместитель западно-сибирского транспортного прокурора Денис Костенко со своей стороны сообщил, что все нарушения, выявленные в филиале, касались порядка ведения документации - учебной, регистрационной, учетной и др.

"В частности, данные в летные книжки пилотов вносились с нарушениями - зачастую забывались вносить эти данные, отсутствовали сертификаты по обучению и переподготовке специалистов этой компании", - сказал Д. Костенко.

Также, по его словам, отсутствовало руководство по техническому обслуживанию судов на момент проверки. В летные журналы несвоевременно вносились сведения о налете членов экипажа, в том числе тех, кто находился в разбившемся вертолете.

"Непосредственно данные нарушения вряд ли повлияли на происшедшее", - сказал Д. Костенко.

"Думаю, что подобные нарушения характерны для многих авиакомпаний", - считает первый зампрокурора.

К концу февраля руководство авиапредприятия и его томский филиал должны представить ответ на представление транспортной прокуратуры об устранении выявленных нарушений, добавил он.

В ходе расследования катастрофы Ми-171 на Алтае будет дана оценка и возможной браконьерской охоте пассажиров - прокуратура

Расследование обстоятельств охоты, которой занимались пассажиры разбившегося на Алтае Ми-171, ведется в рамках возбужденного сразу после авиакатастрофы уголовного дела, сообщил западно-сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.

Дело было возбуждено по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

"Все, что было обнаружено на месте происшествия, было зафиксировано, составлены протоколы, и все это сейчас находится в материалах уголовного дела. Насколько мне известно, решение ни по фактам браконьерства, ни по факту катастрофы не принято", - сказал С.Феоктистов.

Он уточнил, что установленный законом двухмесячный срок расследования еще не истек.

"В ходе расследования дела по транспортному происшествию будет дана оценка и признакам наличия других составов преступления, в частности, браконьерства", - отметил он.

"Излагаются различные версии этого события, и одно могу сказать, как побывавший на месте происшествия, - не все, что сейчас излагается в прессе, соответствует действительности", - подчеркнул прокурор.

По его словам, некоторые СМИ "сгущают краски и искажают реальные события".

В то же время, отметил С.Феоктистов, дело находится в производстве СКП РФ, и он не может более подробно комментировать ход следствия и полученные результаты, однако не исключил, что могут быть выявлены признаки и других составов преступления.

Ми-171, на борту которого находились 3 члена экипажа и 8 пассажиров, выполнял рейс по маршруту Бийск - Чемал - Кош-Агач. Машина, принадлежащая авиакомпании "Газпромавиа", вылетела 9 января в 9:00 (мск), и в назначенное время - 10:00 - экипаж не вышел на связь.

В результате катастрофы погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Четверо, включая вице-губернатора Республики Алтай Анатолия Банных, получили травмы. Выжил также второй пилот вертолета Максим Колбин.

По факту катастрофы вертолета возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ.

Транспортная прокуратура обеспокоена ситуацией на воздушном транспорте Западной Сибири

Западно-Сибирская транспортная прокуратура обеспокоена большим числом нарушений законодательства и правил безопасности на воздушном транспорте в регионе.

"Нас сильно настораживает то обстоятельство, что в течение прошедшего года по региону действия Западно-Сибирской транспортной прокуратуры было допущено 90 инцидентов с воздушными судами, да уже в этом году их было 11", - заявил западно-сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.

Он также отметил, что органы Ространснадзора на воздушном транспорте (Росавианадзор) зачастую действуют недостаточно эффективно.

"К сожалению, результаты расследования таких происшествий не дают каких-либо внятных причин происшествия и не устанавливают виновных лиц", - сказал С.Феоктистов.

Прокурор сообщил, что транспортные прокуратуры будут проверять обоснованность выводов Росавианадзора по результатам расследования инцидентов.

При этом, отметил он, установлены факты, когда представители Росавианадзора оказывали платные услуги поднадзорным организациям.

"Сегодня расследуется 6 уголовных дел по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении заместителя руководителя Красноярского управления государственного авиационного надзора, который по договорам подряда, заключенным с АК "КрасЭйр", оказывал так называемые методические услуги своему поднадзорному предприятию", - сказал С.Феоктистов.

При этом, отметил он, авиакомпания "КрасЭйр" в прошлом году эксплуатировала три самолета, у двигателей которых истек срок эксплуатации.

"Такие же нарушения имелись в авиакомпании "Сибавиатранс" - там самолет Ан-24 эксплуатировался в течение месяца после истечения срока межремонтного ресурса, в этой же авиакомпании выявлен факт установки антиобледенительной системы, на которую отсутствовали вообще какие-либо документы, подтверждающие легальность происхождения этой системы, ее соответствие стандартам качества", - сообщил прокурор.

Материалы по эти фактам направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При этом, отметил он, выявлены факты несоответствия установленных на воздушных судах узлов и агрегатов фактическим обстоятельствам.

"Это говорит о том, что существует некий "черный рынок" запасных частей, агрегатов, которые устанавливаются на воздушные суда", - сказал С.Феоктистов.

По его словам, в некоторых аэропортах Западной Сибири отсутствует оборудование, позволяющее проводить с необходимым качеством предполетный досмотр.

В частности, в аэропортах Кызыла (Тува), Туруханска (Красноярский край) пункты досмотра не были оборудованы системами видеонаблюдения и видеозаписи, в аэропорту Кемерово не было системы охранной сигнализации, принудительной остановки транспорта, после вмешательства прокуратуры начался монтаж оборудования. В зоне прилета аэропорта "Толмачево" прокуроры выявляли посторонних лиц.

В ряде авиакомпаний нарушается трудовое законодательство, в частности, режим труда и отдыха персонала, порядок предоставления отпусков - такие факты выявлялись в "КрасЭйр", "Новосибирскавиа", "Новосибирский авиаремонтный завод", сообщил прокурор.

Еще одной проблемой он назвал эксплуатацию сверхлегкой авиации - от дельтапланов и парапланов до сверхлегких самолетов и вертолетов.

"Количество владельцев (летательных аппаратов - ЕЖ) неуклонно растет, вместе с тем ни один государственный орган в сфере контроля и надзора на транспорте не обладает полной информацией о них", - сказал С.Феоктистов.

При этом, добавил он, зачастую маршруты их полетов пересекаются с трассами гражданской авиации, что создает угрозу безопасности. Точного числа авиалюбителей не знает никто, отметил прокурор.

В целом количество нарушений, выявленных транспортными прокурорами Западной Сибири, в 2008 году увеличилось почти вдвое и составило около 25 тыс. фактов на всех видах транспорта - воздушном, водном и железнодорожном.

"Нельзя еще назвать благополучным ситуацию с обеспечением законности на транспорте в Западно-Сибирском регионе. Основания делать такой вывод мне дают результаты проверок, проведенных транспортными прокурорами в 2008 году - без малого 25 тыс. нарушений закона было выявлено на объектах воздушного, водного, железнодорожного транспорта - это почти в два раза больше, чем в 2007 году", - сказал С.Феоктистов.