Иркутск. 31 августа. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Сотрудники ГИБДД с 1 сентября не будут отдавать честь участникам дорожного движения, сообщил заместитель начальника УГИБДД ГУВД по Иркутской области Михаил Филиппов на пресс-конференции в иркутском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь".
Он пояснил, что данное нововведение закреплено в новом "Административном регламенте МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
Данное изменение связано с тем, что "с жезлом в руке выполнить это формальное приветствие довольно затруднительно". При этом в любом случае сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
По словам М.Филиппова, со дня вступления нового регламента в силу "контроль за дорожным движением можно будет осуществлять только на патрульных автомобилях".
"При этом патрульным автомобилем теперь считается транспортное средство, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, и которое оборудовано стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость. Кроме того, к патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской либо сотрудником в форменной одежде", - пояснил М.Филиппов.
Он отметил, что общение сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения "должно основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам". В частности, "в разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку". По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Кроме того, общение сотрудника ГИБДД с водителем "должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".
По словам М.Филиппова, в новом документе четко разграничены такие понятия как "осмотр" и "досмотр". "Осмотр - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.
"А вот если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых" - подчеркнул М.Филиппов.
При этом пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Выявление нетрезвых водителей также подверглось регламентированию. Теперь, "после того как инспектор утвердился в своих подозрениях насчет того, что водитель нетрезв, он должен предложить ему пройти тестирование на алкотестере в присутствии двух понятых".
"Если у инспектора нет данного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование. Направлять туда можно тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на медосвидетельствование инспектор может также, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что, несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв", - сказал М.Филиппов.
Он отметил, что теперь, если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине. При этом если машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.
По словам М.Филиппова, "это первый и возможно единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий".
Он отметил, что "невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности. Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы".
Данный административный регламент появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции. В обсуждении регламента участвовали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и граждане, добавил М.Филиппов.